• ru
  • by
  • 6 мая

    USD

    EUR

    Столин

    20C

    Такси или аренда автомобиля с экипажем?

    31.03.2020

    97

    0

    Rate this post

    На рынке транспортных услуг по перевозкам пассажиров автомобилем такси все чаще используются приложения для мобильных устройств позволяющие оформить заказ на перевозку пассажиров и рассчитать стоимость поездки, указав начальный и конечный пункт маршрута. Но при кажущейся простоте предмета данной сделки – перевозка легковым автомобилем определенного количества пассажиров из одного пункта в другой, недобросовестные автомобильные перевозчики предпринимают попытку подменить ее сделкой иного вида – арендой транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем).

    Подменой договора перевозки пассажиров автомобилями-такси договором аренды транспортного средства с экипажем недобросовестные автомобильные перевозчики пытаются удешевить себестоимость автомобильных перевозок пассажиров за счет невыполнения мероприятий направленных на обеспечение безопасности при автомобильных перевозках пассажиров и не предоставления гарантий пассажиру. Такая подмена может может преследовать следующие цели:

    • уклониться от прохождения государственного технического осмотра предусмотренного для автомобилей-такси (с периодичностью 1 раз в течение 6 месяцев) и от уплаты предусмотренной законодательством государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении;
    • привлечь к перевозкам пассажиров водителя автомобиля не соответствующего требованиям законодательства предъявляемым к возрасту, общему стажу управления автомобилем или стажу работы;
    • уклониться от обучения водителей автомобилей-такси в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций;
    • уменьшить размер страхового взноса при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
    • уклониться от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобильного перевозчика перед пассажирами;
    • уклониться от обязанности доставки пассажира в пункт назначения (так как автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси выполняются на условиях публичного договора, который считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство, а обязательства по договору аренды транспортного средства с экипажем возникают после его заключения в письменной форме);
    • используя не совмещенный с таксометром кассовый аппарат, уклониться от контроля за соблюдением водителем автомобильного транспорта установленного законодательством режима труда и отдыха и безнаказанно превышать максимально допустимую продолжительность рабочей смены и сокращать продолжительность ежедневного (междусменного) периода отдыха.

    Таким образом, перевозка пассажиров автомобилем-такси совершаемая под видом аренды транспортного средства с экипажем характеризуется повышенной вероятностью возникновения опасности для жизни, здоровья и имущества пассажиров и участников дорожного движения.

    В соответствии с частью 1 статьи 603 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

    Согласно части 1 статьи 740 ГК по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить, если иное не определено законодательными актами, установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.

    Анализ предмета договора, являющегося основным признаком, указывающим на существо сделки, позволяет установить достигнута ли договоренность на перевозку пассажира в пункт назначения или на предоставление транспортного средства за плату во временное владение и пользование.

    Согласно ГК притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила. Ничтожная сделка является недействительной. На этом основании Транспортная инспекция выставляет автомобильному перевозчику, выполняющему автомобильную перевозку пассажиров под видом аренды транспортного средства с экипажем, те требования законодательства в области транспортной деятельности, которые автомобильный перевозчик обязан соблюдать  при выполнении перевозки пассажиров автомобилями-такси (наличие необходимых документов у водителя, соответствие внутреннего и внешнего оформления автомобиля, наличие на эксплуатируемый автомобиль допуска к участию в дорожном движении, проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, наличие надлежащих договоров обязательного страхования, таксометра и т.д.). В случае невыполнения выставленных требований Транспортной инспекцией к виновным лицам принимаются меры по привлечению к административной ответственности.

    В 2019 году филиалом Транспортной инспекции по Брестской области при осуществлении контроля установлены факты выполнения перевозок пассажиров автомобилями-такси (заказанные с использованием мобильных приложений) под видом аренды транспортного средства с экипажем и выявлено 49 нарушений законодательства.

    В настоящее время филиал Транспортной инспекции по Брестской области продолжает проведение контрольных мероприятий по выявлению фактов притворной аренды физическими лицами транспортных средств с экипажем, к автомобильным перевозчикам «арендодателям» будут выставляться требования установленные законодательством в области транспортной деятельности.

    Ведущий специалист регионального отдела контроля

    автомобильного транспорта в г. Пинск филиала

    Транспортной инспекции по Брестской области Троцкий А. А.

    Обсуждение

    Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

    Разработка сайта

    Техподдержка сайтаSAKURAWEB

    SEO-продвижение

    Яндекс.Метрика