• ru
  • by
  • 2 мая

    USD

    EUR

    Столин

    23C

    Прикоснувшись сердцем, подарить надежду

    18.12.2020

    847

    0

    Rate this post

    В декабре Столинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации отмечает 20-летие со дня своего создания. Решение о создании в Столине центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было принято Райисполкомом 28 июня 2000 года, но свою деятельность центр развернул только к декабрю.

    Тогда отдел по образованию выделил для Центра отдельное здание, а в штат вошло семь человек: директор, дефектолог, логопед, психолог, психоневролог, секретарь-машинист и уборщик. Основная задача, которая стояла перед маленьким коллективом, – это создание в районе системы психологической, коррекционно-педагогической, медицинской и физической реабилитации детей и подростков с особенностями психофизического развития. Поначалу центром проводилась диагностика и индивидуальные занятия.
    Точкой отсчёта работы системы специального образования в районе считается открытие в 1990 году на базе Столинского яслей-сада № 1 ставки учителя-логопеда. Специалист Людмила Кухарёнок проводила индивидуальные занятия с детьми, у которых были выявлены комбинированные дефекты развития. После в 1998 году логопедическая группа была образована в саду № 3, где работу вела Вера Лесько.
    Первым директором центра стала Людмила Курган. И это был нелёгкий период. Практически отсутствовала материально-техническая база. Обследовали детей и определяли диагноз специалисты из области. Они решали: отправить ребёнка обучаться в спецучреждении или стоит организовать обучение на дому. В то время у родителей и законных представителей не было возможности сделать какой-то выбор из-за отсутствия специалистов. Кому заниматься с такими детьми? Как им помочь? Да и родители не понимали всей сложности ситуации, считали, что со временем всё изменится и с ребёнком всё будет хорошо, или боялись, что другие будут показывать на них пальцем. Многие наотрез отказывались от помощи, сами решая судьбу детей.
    Одними из первых пришли на работу в центр учитель-логопед Анна Валюкевич, которая ныне занимает должность заместителя директора по основной деятельности. Также педагог-психолог Наталья Мышепуд, учитель-дефектолог Татьяна Савошинская и завхоз Тамара Кожушко. Они вспоминают, как трудно доводилось строить всю деятельность системы: сами проводили диагностики, определяли, с кем и как работать, составляли направления работы и основные ориентиры и писали программы… Всё вручную. Литературы практически не было, поэтому всё делали самостоятельно: планы составляли индивидуально под каждого ребёнка, учитывая особенности его заболевания и возможные варианты корректировки. С каждым днём получали новый опыт, а вместе с ним педагогическая копилка пополнялась толстыми папками с планированием, разработками и т. д. В учреждении работает много профессионалов: Татьяна Симончик, Наталья Кашлецкая, Елена Веренич, Юлия Бабич, Светлана Кирилова, Пелагея Карповец, Андрей Васечко и др.
    Со временем система специального образования получила значительное развитие. На смену первому директору пришла Нина Огиевич, за ней – Галина Волос. В этот период начали действовать медико-психолого-педагогические комиссии. Дети с особенностями психофизического развития смогли посещать индивидуальные занятия.
    Вся трудность заключалась в том, что подходящей базы для проведения занятий не было. Старое здание нуждалось в ремонте, а о новом речь пока не шла. Где можно было бы открыть класс для работы с детьми? Этот вопрос требовал решения, чтобы специалисты смогли больше внимания уделять особенным детям… В 2006 году Галина Владимировна выступила с новым проектом по открытию класса. Проект на республиканском уровне занял первое место. Нужны были спонсоры для реализации инициативы, но они нашлись только спустя два года. И в 2008 году в Речице в здании социально-педагогического центра Столинского района, благодаря спонсорской помощи голландского благотворительного фонда «Хатем» и поддержке местной власти, был открыт первый класс. Его посещали шесть учащихся. Был организован подвоз обучающихся по определённому маршруту транспортом, выделенным государством и спецавтомобилем, который подарили спонсоры.
    Первый интегрированный класс полной наполняемости на базе учреждений образования открыл свои двери для детей в средней школе № 3 г. Столина. В 2006 году учреждение внедрило инновационную деятельность в направлении спецобразования, а педагогом-новатором стала учитель-дефектолог Инна Шоломицкая.
    Спустя год и сам центр переехал в новое здание по ул. Советской, где располагается и сегодня. В 2008 году должность директора центра заняла Инна Шоломицкая, которая является руководителем учреждения и по сей день. В учреждении расширилось количество направлений работы: диагностическая, учебная, коррекционная, методическая, социально-педагогическая и информационно-педагогическая. Но проблема охвата всех учащихся спецобразованием всё равно не решалась. И вот в 2009 году был открыт второй класс в Ольшанах, где занимаются семь учащихся. Тогда же впервые специалисты центра организовали летнее оздоровление, которое стало доброй традицией для ребят.
    Многие наслышаны о деятельности интеграционного театра «Свежий ветер», который начал работу в 2008 году. Первый успех ждал артистов буквально сразу на фестивале особых театров «Непратаптаны шлях», а теперь постановки наших ребят хорошо знают и ждут зрители как в республике, так и за пределами страны.
    Вскоре был принят Закон об образовании и принято положение, которое регулировало работу центра. Это стало новым этапом в развитии системы. В 2010-м открывается группа на базе дошкольных учреждений.
    Специалисты и учащиеся центра постоянно принимали и принимают участие в областных и республиканских конкурсах. Среди них дипломом III степени за создание «Адаптивной образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития». Представители центра дважды становились участниками республиканского конкурса «Усе разам» по формированию адаптивной культуры. Под руководством педагога-психолога Натальи Мышепуд и педагога социального Алёны Клочко много лет функционирует родительский клуб «Любящие сердца», который объединил родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. В 2011 году клуб занял третье место в области.
    В 2012 и 2017 годах Столинский ЦКРОиР назван лучшим учреждением образования района и был занесён на Доску почёта. В 2014 году проходит первый республиканский конкурс учреждений спецобразования. И центр нашего района назван лучшим в области, а также вышел в финал на республиканском уровне. В 2017 году занимает первое место в области и входит в тройку лучших учреждений специального образования.
    – Сегодня центр шагнул далеко вперёд, – отмечает Инна Алексеевна. – В разы увеличился коллектив. В центре – 63 работника. И помогать детям – самое главное дело для каждого из нас. Наши подопечные – добрые, искренние, отзыв-чивые, открытые дети. И мы делаем всё возможное для того, чтобы они росли и развивались, получали новые знания и социализировались в обществе, чувствовали себя равными другим и нужными людьми.
    Если первоначально в банке данных было намного меньше детей (235 человек), то сейчас специальным образованием охвачено 662 ребёнка. И каждому оказывается помощь. Действуют 34 интегрированные группы, 100 классов, две спецгруппы, 14 пунктов коррекционно-педагогической помощи, организо-вано обучение на дому. В ЦКРОиР обу-чается 91 ребёнок. Сегодня работают две дошкольные группы, пять классов и оказывается ранняя комплексная помощь 12 обучающимся.
    Коллектив учреждения – это высокопрофессиональные специалисты. Из 35 педагогов 31 получил высшее образование и четыре – среднее специальное. 10 человек (28,6 %) имеют высшую категорию, 10 (28,6 %) – первую, вторую – 9 (25,7 %) и без категории работают шесть человек (17,1 %). Высокая планка была установлена с самого начала деятельности учреждения, поэтому потенциал работников высокий. Они всё время самосовершенствуются, стараются как можно больше дать своим воспитанникам. И центр пользуется заслуженным авторитетом. Часто приходят родители с просьбой провести консультацию, помочь решить проблему. И если ситуация не очень запущена, то достаточно шести месяцев работы специалиста в тесной связке с родителями. Бывает, что пару звуков в корректировке произношения исправляются за несколько занятий. Но родители тоже должны приложить усилия и заниматься со своими чадами, и тогда всё получится!
    Центр идёт в ногу со временем. В наличии современное оборудование. Прорывом стало приобретение с помощью друзей-спонсоров ай-трекера, который активно используется в работе с особенными детьми.
    В центре благодарны за взаимодействие отделу по образованию, райисполкому, индивидуальным предпринимателям, всем организациям и добрым людям, которые оказывают моральную и материальную помощь при проведении различных мероприятий и т. д. От отдела по образованию в качестве подарка к юбилею учреждение получило новую оргтехнику. Сегодня проходит акция «Наши дети». Поэтому представители центра обращаются к своим добрым партнёрам и всем, кто готов помочь и внести свою лепту в укрепление материально-технической базы, улучшение условий деятельности детей с особенностями психофизического развития, перечислить денежные средства на благотворительный счёт:
    УНП организации – 290980801
    Банковские реквизиты: BY14 AKBB 3642 2260 0246 4120 0000
    ЦБУ № 124 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Минск. Код банка МФО – AKBBBY2X
    Людмила КАСПЕРОВИЧ
    Фото автора

    Обсуждение

    Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

    Разработка сайта

    Техподдержка сайтаSAKURAWEB

    SEO-продвижение

    Яндекс.Метрика