• ru
  • by
  • 18 мая

    USD

    EUR

    Столин

    12C

    Переформат партий, смертная казнь и жёсткий сценарий

    27.08.2021

    307

    0

    Rate this post

    Брестчина стала первым регионом страны, где прошёл форум «Беларусь адзіная» с участием известных политологов, аналитиков, экспертов. В ходе диалога многие вопросы, что на сегодня в центре внимания белорусов, были разложены по полочкам. Это и работа над проектом новой Конституции, и расшифровка такого понятия, как «Беларусь – форпост новой Евразии», и коммуникационная революция, и так далее.
    Некоторые моменты встречи предлагаем вниманию наших читателей.
    Александр Шпаковский, белорусский политический обозреватель, член комиссии по выработке поправок к Конституции Республики Беларусь:

    О настоящем и о будущем
    На сегодня наши оппоненты опробовали практически все формы, методы давления на Беларусь. Сейчас реализуется попытка так называемого удушения через введённые беспрецедентные экономические санкции.
    Именно благодаря грамотной политике, проводимой руководством страны в прошлом году в период пандемии коронавируса, когда государство не стало ограничивать экономическую активность и вводить локдауны, хотя нам советовали разные консультанты, в том числе зарубежные, остановить экономику, в этой сфере есть определённые достижения.
    По идее, экономический рост, что наметился в первом полугодии 2021 года, дал бы свои плоды в виде результата 6 – 6,6 % к ВВП нашей страны. На сегодня правительство говорит о показателе 3 % к концу года. И, конечно, всплеск экономической активности не будет таким ощутимым, как мог бы, из-за санкций Запада.
    Вообще, меры санкционного давления в отношении нашей страны были применены впервые в 1996 году. И в принципе все эти годы этот процесс есть. Можно говорить, что в какой-то мере нас сдерживают в развитии.
    В оперативной перспективе никаких изменений в том, что Запад изменит свою политику в отношении Беларуси, нет.
    Что касается перспективы краткосрочной и среднесрочной, то очень много будет зависеть от отношений по линии Россия – США и США – Китай. А также от некоторых факторов, что находятся вне поля нашего зрения и не имеют прямой связи с белорусскими событиями. Например, приход к власти движения «Талибан» в Афганистане. Это сейчас будет отвлекать значительную часть мирового внимания и ресурсов на эту ситуацию.
    Пока мы исходим из того, что Запад будет реализовывать в отношении нашей страны жёсткий сценарий, соответственно, риски, вызовы и угрозы, с которыми Беларусь сталкивалась и сталкивается, они никуда не исчезнут. И к этому нам надо готовиться.
    Несколько меняется парадигма внутренней политики. Если до этого мы говорили, что Беларусь – это спокойное, мирное государства и граждане в своём большинстве были аполитичны, то сейчас мы говорим о необходимости формировать политическую грамотность и информационную гигиену.

    Переформат политического поля
    В проекте Конституции не меняется формат нашей избирательной системы с мажоритарной на пропорционально-мажоритарную или пропорциональную. Вместе с тем, например, политическим партиям делегировано право выдвижения кандидатов в депутаты без сбора подписей. Кроме того, исключена из проекта Конституции норма, позволяющая отзывать депутатов. Это сделано с прицелом на то, что в будущем законодатель всё же придёт к необходимости формирования смешанной избирательной системы.
    На сегодня министерством юстиции готовится новый закон о политических партиях. И все они пройдут перерегистрацию.
    Достаточно активно идут процессы в лагере так называемой системной оппозиции. Это, если можно так сказать, системные либералы, которых репрезентует Юрий Воскресенский как политтехнолог, вокруг которого пытаются образовываться те или иные эпицентры силы с претензией на создание политической партии.
    Новое законодательство будет предъявлять к политическим партиям более жёсткие требования, чем есть сейчас. Но и на данный момент в части членства в партии, наличия региональных структур они не отвечают необходимым требованиям. Объективно говоря, эти партии являются слабыми и находятся в таком «полузамороженном» состоянии, а многие из них только в принципе и использовались их руководителями как такая легенда для ведения публичной деятельности и получения денежных средств из-за рубежа. И такая своего рода постановка в Беларуси закончена. Таких лояльных условий, особенно для тех структур, что годами кормились из известных фондов, перевозили деньги в наличной валюте через границу, больше не будет. Таким образом, политическое поле будет серьёзным образом переформатировано.

    Коллективное управление и такая же ответственность
    Предлагается придать конституционный статус Всебелорусскому народному собранию, это попытка реализовать форму коллективного управления и коллективной ответственности для Беларуси.
    Если нам дорога та модель государственного развития, те традиции, принципы, которые мы отстаивали в прошлом году, то необходимо более качественно их продвигать. Нужно убеждать в нашей правоте молодое поколение.
    На данный момент в Конституционной комиссии есть дилемма. Спор о принципах комплектования ВНС. Есть два предложения. Первое – ВНС будет состоять из депутатов всех уровней. Второе – помимо депутатского корпуса в обязательном порядке необходимо включать в этот состав делегатов, которые не являются депутатами. Например, делегатов от общественных объединений, политических партий, авторитетных учреждений, крупных трудовых коллективов.

    Смертная казнь
    Ещё один важный вопрос, что будет выноситься на уровень Президента, это смертная казнь. В текущей редакции Конституции наличие исключительной меры наказания закреплено вплоть до её отмены. Это значит, что законодатель изначально декларировал временный характер смертной казни. Но в своё время исключительная мера наказания получила поддержку большинства избирателей на референдуме в середине 90-х годов. На сегодня опросы также свидетельствуют, что большая часть общества поддерживает сохранение смертной казни. Однако, рассматриваются различные альтернативы. Это сохранение статус-кво действующего законодательства, вынесение вопроса на референдум наряду с вопросом о Конституции, введение моратория на смертную казнь либо сокращение составов преступлений, по которым может быть назначена исключительная мера.
    И все эти и ряд других ключевых моментов, конечно, будут вынесены на обсуждение, прежде чем принять новую редакцию Конституции.
    (Продолжение темы
    в следующих номерах «НП»).
    Елена
    КЛИМУШКО

    Обсуждение

    Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

    Разработка сайта

    Техподдержка сайтаSAKURAWEB

    SEO-продвижение

    Яндекс.Метрика