Учитель физики Столинской государственной гимназии Ирина Потрубейко всю жизнь посвятила этой науке и увлекла физическими законами своих учеников. Ирина Михайловна имеет высшую категорию, 34 года педагогического стажа и много наград, самая высокая из которых – Почётная грамота Министерства образования. Сегодня опытный учитель поделилась секретами педагогического мастерства.
– Ирина Михайловна, почему Вы выбрали эту профессию?
– Я родилась в Турах, училась в Хорской средней школе. Мне повезло с учителями, что повлияло на мой профессиональный выбор. Очень благодарна любимому учителю Виктору Кокоулину, которого, к сожалению, уже нет с нами. Больше увлекалась физикой, участвовала в областных олимпиадах, приво-зила награды, очень много занималась. Однажды в шутку сказала: «Виктор Борисович, Вы мне этой своей физикой всю жизнь разрушили». Я действительно жила этой наукой.
– Кем мечтали стать в детстве?
– Точно знала, что это будет что-то связанное с физикой. Помню, как нам задали подготовить сочинение «Моя будущая профессия». Написала, что хочу стать инженером. Когда представила себя с тубусом и какими-то рисунками и чертежами, поняла, что не моё. Тогда-то и решила стать учителем физики. После поступила в Белорусский государственный университет на физический факультет и получила высшее образование.
– Что Вам нравится в Вашей профессии?
– Очень люблю общаться с детьми и сам предмет. Физика – интересная наука о самых общих законах природы, по моему мнению, это самая глобальная и бесконечная область знаний. Педагог не может «застыть», он постоянно развивается. Это и современные технологии, методики, новые знания. Нужно постоянно двигаться вперёд. Учитель должен владеть компьютером, уметь быстро найти информацию в телефоне и тут же её применить. Если учащиеся заметят, что ты «хромаешь», то этот балл не в пользу педагога. Учитель ежеминутно находится в поисках: подобрать материал к уроку, выбрать интересные задачи, изучить новинки, просмотреть информацию по теме в интернете, обратиться к тестовым заданиям. Держать себя в тонусе – это мне по душе.
– Ирина Михайловна, с какими трудностями сталкиваетесь в работе?
– Мой опыт и профессиональное чутьё помогают во всём. В гимназии целеустремлённые, сосредоточенные на учёбе дети. Они не дают учителю расслабиться. Что касается предметной области, то всегда знаю, что им рассказать, научить, донести. Дело остаётся за малым: построить взаимоотношения. Единственное, что ставится под вопрос, – это мотивация учащегося. К каждому появляется свой подход, чтобы вызвать интерес к предмету. Я не боюсь решать такие педагогические задачи, как отсутствие интереса к уроку, предмету или невосприятие учителя. Для меня это новая задача, которую я благодаря знаниям по психологии и педагогике начинаю решать. Постепенно понимаю, за какие ниточки нужно дёргать, и процесс идёт.
– Ваши ученики показывают прекрасные результаты на олимпиадах. В чём секрет?
– Есть учащиеся, которых сразу видно. Они работают, стремятся к новым знаниям, сами просят у учителя новых заданий. А есть и такие, которые тихонечко сидели, а после раз – и раскрылись. Я обязательно старюсь их подготовить к олимпиаде. Пусть ребёнок попробует. Для учащегося это важно, а для меня – это какая-то высшая ступень взаимодействия.
Профильные классы – это совершенно другое. Учащиеся все мотивированные, поэтому они работают и работают. Для них – чем больше, тем лучше. Я подбираю материал, а они щёлкают задачи как орешки.
Сама интересуюсь тестовыми заданиями. Первоначально сама решаю, а после даю детям. Тщательно подбираю материал, особенно нестандартные задачи. И хвалю учащихся, если им удалось найти оригинальный вариант решения. Это их подстёгивает. Они будут ещё больше стараться. Олимпиада ориентирована на нестандартные решения, такие мы и находим с моими учениками. А ещё важны прочные знания по другим предметам и практика.
У нас каждый год есть победители районного этапа. Наши учащиеся принимают участие в областном этапе, получают награды. Это им помогает и на тестировании, при поступлении.
– Какие у Вас самые любимые темы в физике?
– Моя специализация – лазерная техника и спектроскопия. Все дети знают, что я люблю тему «Оптика». И у них лучше всего получается. Это и демонстрации, и построения, и много наглядности, и спецэффекты. В гимназии есть учащиеся, которые проводили смены в детском технопарке. Они изучали данную тему, делились полученными знаниями.
– Как Вам удаётся заинтересовать учащихся своим предметом?
– Каждый из нас любит похвалу, а дети – особенно. Любой их успех нужно замечать и подчёркивать. В физике они боятся формул. Я им позволяю пользоваться шпаргалками, правда, только теми, которые они написали от руки. Пока ребёнок пишет шпаргалку, он запоминает половину этих формул. Или пришли ребята на урок и просят сегодня поболтать. Я никогда не отказываю: «Давайте поболтаем, но сначала одну задачку решим, пока я не забыла». Не успеваем оглянуться, а урок прошёл. Бывает, что ребёнок не выучил домашнее задание. У него сразу появляется куча болячек. Я всегда вхожу в положение, разрешаю посидеть, но после выясняется, что ребёнок «втягивается» в рабочий процесс и не замечает, как проходят все хвори. Как говорит моя коллега: «Всё начинается с любви».
В седьмых-девятых классах учащимся нужно шоу. Мы часто проводим уроки-конференции, готовим инновационные проекты. Если ребёнку тяжело понять тему по физике, мы проводим параллель с другими предметами, ищем сферу применения физического явления в других областях, начинаем двигаться с мёртвой точки, постепенно появляется интерес.
Любят дети и выступить с докладами, и на вопросы отвечать, и соревноваться. Стараюсь разнообразить уроки, сделать их нескучными. Во многом помогает юмор. Через шутки проще наладить контакт.
Стараюсь плохих отметок не ставить, а дать ребёнку шанс. Пусть он ответит раз, два, три – в конце концов выучит тему. Их отметки – это оценка моей работы. Я всегда говорю: «Я, учитель высшей категории, не могу вас научить?! Я вас научу всё равно, вы у меня выучите». Я очень терпеливая, и это мне помогает добиваться желаемых знаний.
– Что Вам хотелось бы изменить в методах преподавания предмета или подходе к школьному образованию?
– Всё новое – это хорошо забытое старое. Не нужно лениться спрашивать детей. Опросы – это основа знаний, это их мера ответственности и подготовка к уроку. Шоу, проекты, другие инновации – это хорошо, но на экзамене, ЦТ проверяются предметные знания, функциональную грамотность. Я придерживаюсь классики. В конце каждой темы учащиеся сдают теорию, проверяю знание формул, опорные задачи, классификацию. Сдали этот пласт, тогда переходим к следующему. И в таком случае у нас всегда есть результат.
Что касается системы образования, то я считаю, что это инертная система. Она медленно поворачивается, нельзя её очень быстро сдвинуть. Многие говорят, что учащиеся перегружены. Нет, это не так. Они перегружены информацией из соцсетей, много времени уделяют гаджетам. Сталкиваюсь с такими моментами, когда из-за доступности информации приходится менять многое в своей работе. Мы должны использовать контрольно-измерительные материалы, утверждённые Министерством образования. Знаю, что всё это есть в «Решебе», поэтому менять или переставлять нет смысла, и я составляю свои.
– Какой день для Вас считается хорошим, удачным?
– Я очень люблю свою работу и гимназию. Всегда иду туда с удовольствием. Общение с учащимися и коллегами приносит только радость. С каждым годом у нас дети всё лучше и лучше. С ними не работаешь, а отдыхаешь. Мы всегда на равных. Ежедневно провожу анализ каждого урока и сразу строю планы, понимаю, насколько всё получилось, и я довольна результатами своего труда. Но часто ловлю себя на мысли, что учусь у своих детей чему-то новому.
– Лучшая награда для Вас?
– Для меня это внимание учащихся, выпускников. Рада, что они меня не забывают. Приятно слышать искренние слова благодарности. Я всех их помню и люблю. У меня всегда золотые дети, с которыми приятно работать. Главное – построить отношения на доверии. Учащиеся это ценят и стараются его оправдать, не подвести своего учителя и классного руководителя. Приятно слышать благодарности от родителей. А большего мне и не нужно.
Людмила КАСПЕРОВИЧ
Фото автора