На просторах интернета «гуляет» информация, что в автолавки «Столиноптторг» Столинского райпо сгружают всю просрочку из городских магазинов, а потом без зазрения совести торгуют этими продуктами на селе и хуторах.
«Перчинкой» в этих слухах стала жалоба жительницы нашего района, которая 27 февраля купила в автолавке «Грудинку» Брестского мясокомбината со сроком годности, истёкшим ещё 9 февраля. Герметичность вакуумной упаковки не нарушена, а вот внешний вид оставляет желать лучшего: потёртые этикетки, да и сама грудинка виднеется желтоватым оттенком. Но сроки годности видны чётко – 45 суток с даты изготовления.
Проигнорировать такой сигнал редакция «НП» не могла. Последний раз с автолавкой корреспонденты выезжали по маршруту прошлым летом. Все жители обслуживаемых деревень были не то что довольны, а в восторге! Продукция привозилась вся свежая и согласно графику. Если душа желает чего-нибудь «этакого» можно было дозаказать у продавца-водителя по телефону.
Что же вдруг случилось с переездными магазинами? Выяснить причины такого «провала» корреспонденту не составило труда. Просим в райпо график передвижения автолавок и выбираем маршрут автомагазина № 2 в сторону д. Копани и д. Узляжье.
Путь начинается с загрузки товаров на самом «Столиноптторг», далее – на «Столинзаготпромторг» запасаются мясными изделиями, а последними догружают хлеб на Столинском «Хлебозаводе», после чего машина отправляется в деревню Копани.
На территории «Столинзаготпромторг» на загрузке мы встретили водителя-продавца автолавки № 1 Михаила Литвинко. Он в этот день держал маршрут в сторону д. Коробье. Уже 16 лет он работает на автолавках, знает все маршруты и население деревень.
Берёт ящик и аккуратно ставит его в машину. Сразу перекладывает все товары по местам: что-то на витрину, что-то в холодильник, а что-то в морозильную камеру. Пока Михаил занимается своими делами, оцениваю ассортимент товаров. Всё есть, сроки в порядке. Видно, что мужчина ас в своём деле.
– Раскладываю сразу, чтобы по прибытии в Коробье не тратить на это время. Вот, казалось бы, самый отдалённый населённый пункт, и обслуживаю там всего три дома, но выручку они делают хорошую. Часто заказывают товары наперёд. Поэтому к ним и по плохой дороге 50 километром не жалко ехать.
– Чем руководствуетесь, когда заказываете товары? – интересуюсь.
– Так я уже всех своих людей знаю. Столько лет работаю… Запомнил уже, кто какую колбасу и молочку покупает. Сейчас, например, пост, поэтому акцент на соответствующие продукты. А вообще, на селе берут что подешевле, но при этом и качество не должно быть плохим.
Задерживать водителя мы не стали, ведь впереди у него тяжёлый рабочий день. К этому времени на загрузку уже должна была подъехать автолавка № 2, которая и была нашей целью. Ждали – не дождались! Подумали, что разминулись с передвижным магазином и решили дождаться его на месте первой остановки в д. Копани. На подъезде к деревне понимаем, что уже догнали нашу автолавку, но до прибытия её на место ещё целый час. По графику, в это время они должны были только загружаться на хлебозаводе. Но, как видим, график не для всех. автолавка остановилась рядом с бывшим магазином, из неё вышел водитель и женщина-продавец. Странно, ведь ранее водителем-продавцом на этой Автолавке был всем известный Алексей Сыса. Его то местные жители и боготворили ранее на страницах нашей газеты. Как оказалось, он в отпуске, а сейчас работает подмена. Разговор не заладился с самого начала.
– А почему вы на час раньше приехали в населённый пункт? – задаю первый вопрос.
– График у нас такой, – отмахнулась женщина.
– Так согласно графику, вы сейчас должны загружаться на Столинском хлебозаводе, а здесь должны быть только через час.
– Мы взяли, что нам нужно. Тем более мы вчера тут уже были, – недовольно отвечает мне продавец.
– А почему вы вчера тут были? По графику у вас стоит среда и приехали вы не в то время.
– Какой график дали, так и едем.
Не сразу продавец поняла, что происходит. С аналогичным вопросом подошла и местная жительница:
– А что это вы второй день подряд приехали?
Ответа ей не поступило. Пока мы разговаривали с бабушкой, узнала, что в последнее время автолавка часто отклоняется от передвижного графика. По ассортименту всё устраивает – пожилым много не нужно. Но по секрету поделилась, что скорее бы Алексей из отпуска вышел.
Подслушивая наш разговор, продавец, наконец, поняла, в чём дело, и стала оправдываться:
– Я знаю, что вы приехали, потому что на меня поступила жалоба. Давайте свои бумаги, я подпишу. Штраф так штраф. Ну не видела я, что товар просрочен.
Даже попыталась дать ответы на мои предыдущие вопросы. Ассортимент автолавки № 2 очень отличается от автолавки № 1. Объяснили это тем, что в этот день по расписанию только два населённых пункта. Из фруктов и овощей: мандарины, пара яблок и ящик «уставших» лимонов.
Молочная и мясная продукция в хорошем качестве. Как так получилось, что женщина продала некачественный товар?
– Не знаю! – стала рассказывать продавец. – Не уследила просто. Моя вина, что не посмотрела на сроки годности. Вот попался один такой кусочек мяса.
Допустим, что среди всех грудинок общим весом в более чем три килограмма только одна просроченная, и продавец по своей рассеянности этого не заметила. Допустим, что, когда товар распродался и остался один-два кусочка, женщина заметила, что сроки годности вышли. А дальше? А дальше человеческий фактор! Позволит совесть продавцу «втюхать» такой товар бабушке где-нибудь в глухой деревне ради выручки или же нет…
Опять же, мы видим колоссальную разницу между людьми и их отношением к своей работе. К постоянным водителям-продавцам у населения претензий не было. Наоборот, все хвалили и благодарили! Работают они честно и к людям относятся с душой. Особенно, учитывая, что основной контингент обслуживаемого населения – пожилые люди. Ещё от этого зависит их выручка, зарплата и, конечно, личная репутация. А вот подменные работники… не всегда владеют ситуацией.
На данный момент с пролблемой разбирается руководство Столинского райпо. А редакция «НП» ещё раз настоятельно просит наших читателей: смотрите на сроки годности. Поэтому в первую очередь следите самостоятельно, за что отдаёте свои кровные.
Надежда ГРЕЧКО
Фото автора