• ru
  • by
  • 21 мая

    USD

    EUR

    Столин

    22C

    Детсад в р. п. Речица отмечает 35-летний юбилей

    35 лет назад в рабочем посёлке Речица был открыт детский сад.  Строился он и возводился на то время хозяйственным способом популярной на то время организацией «Сельхозтехника».  Много изменилось с тех пор.
    Если в 80-х годах детский сад посещали 160 детей, то сейчас количество снизилось до 99 деток. Но улучшились условия пребывания. На базе сада открыта специальная группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи, работает группа интегрированного обучения и воспитания.
    Если когда-то детский сад и не мог мечтать о таких специалистах, как психолог, дефектолог, то сейчас они активно работают с детками, ускоряя их адаптацию, помогая в образовательном процессе и развитии.
    Игровые центры, дидактические материалы, игрушки – всем этим детский сад оснащается. Особенно виден прогресс учреждения, когда слышишь воспоминания педагогов, заведующих детским садом, которые в своё время начинали тут работу.
    На юбилейном торжестве, посвящённом 35-летию учреждения, присутствовали первые заведующие, воспитатели и помощники воспитателей, которые уже на заслуженном отдыхе.


    Зинаида Михайловна Крыжик была заведующей учреждением не так и долго, но именно она стояла у истоков поиска необходимого оборудования. В рамках плановой экономики детсад в Речице не был запланирован. Деньги у сельхозтехники на его возведение были, но вот где купить оборудование, как найти необходимую мебель – это было очень трудно. Поэтому искали и привозили со всего Советского Союза.
    Продолжила налаживать работу в детском саду, настраивать образовательный процесс Валентина Михайловна Дульская. Она с теплом рассказывала, как приводили в детский сад деток с года, как они тянули свои маленькие ручки к работницам со словами «мама», как приходилось успокаивать их, налаживать разные варианты питания, двухразовый сон, а во время этого сна идти собирать щавель для щей или ягоды для компота.
    Любовь Ивановна Карпович, Мария Александровна Бут-Гусаим, Наталья Андреевна Ковальская в своё время были заведующими этого сада. На период работы Натальи Ковальской пришлась передача сада с баланса сельхозтехники на баланс отдела образования.
    Ныне возглавляет детский сад Татьяна Константиновна Карпинская, которая достойно держит переданную ей эстафету.
    Сейчас детский сад – это современное учреждение, которое изо дня в день принимает 99 деток. С ними работают 17 педагогов. В учреждении внедряются новые формы дошкольного образования. Это хореографический кружок, занятия по иностранному языку, адаптационная группа для детей раннего возраста.

    В учреждении созданы мини-музеи пуговиц, открыток, утюгов. На празднике презентовали новый музей – музей старых игрушек.
    В последнее время приобретено новое технологическое, холодильное оборудование на пищеблок, новые стиральные машины в прачечную. В 2018 году произведена частичная замена оконных блоков на стеклопакеты, отремонтировано уличное освещение.
    По итогам работы за 2017 и 2018 год учреждение награждено дипломом ІІ степени.
    На празднике было много хороших слов в адрес учреждения, его настоящих и бывших работников. Но самое важное – это детки, которые воспитываются в учреждении. Они подготовили ряд музыкальных номеров, поздравляли свой детский сад и воспитателей, подарили заряд хорошего настроения.
    Татьяна СЕГЕН
    Фото автора

    СШ № 2 г. Століна атрымала грант у рамках праграмы “Карані травы” Урада Японіі на набыццё вулічнага трэнажорнага комплексу

    СШ № 2 г. Століна атрымала грант у рамках праграмы “Карані травы” Урада Японіі на набыццё вулічнага трэнажорнага комплексу. Трэнажорамі, якія размесцяцца каля ўстановы адукацыі, змогуць карыстацца не толькі вучні, але і ўсе жыхары мікрараёна.
    На мінулым тыдні дырэктар установы Ала Лазіцкая была ў Дэпартаменце па гуманітарнай дзейнасці Упраўлення спраў Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь, дзе адбылося ўрачыстае падпісанне кантрактаў на выдзяленне грантаў.
    Амаль восем з паловай тысяч долараў будзе патрачана на набыццё абсталявання.
    – Мы даўно марылі аб вулічных трэнажорах і шукалі магчымасць набыць іх для сваёй установы. І вось летам даведалася, што праграма японскага ўрада пачала фінансаваць праекты для сістэмы адукацыі. Да гэтага яны супрацоўнічалі толькі з сістэмай аховы здароўя. Праект быў напісаны.
    Пасля былі сустрэчы, узгадненні.
    Аташэ пасольства па эканамічных пытаннях прыязджаў да нас, каб паглядзець месца размяшчэння трэнажораў, убачыць, што ў нас ёсць.
    Згодна з праектам каля школы пад павеццю размесцяцца 13 трэнажорных залаў. Трэнажоры антытраўматычныя і антывандальныя.
    На Брэстчыне пакуль няма такіх ні ў адной установе адукацыі.
    Таццяна СЕГЕН
    Фота прадастаўлена
    работнікамі Пасольства Японіі ў Беларусі

    С медалями из Дрогичина вернуласть команда Давид-Городокской ДЮСШ

    В Дрогичине в прошлую субботу прошёл открытый традиционный турнир по дзюдо, посвящённый памяти воина-интернационалиста Е. В. Сушко.
    В нём приняла участие команда Давид-Городокской ДЮСШ, в составе которой были юные дзюдоисты из Давид-Городка и р. п. Речица.
    Ребята сражались с соперниками из Бреста, Кобрина, Ивацевич, Ляхович и Дрогичина.
    В каждой весовой категории было от 15 до 25 участников. Но наши спортсмены не стушевались и показали достойный уровень.
    Первые места у Даниила Ровкача (вес. кат. 28 кг) и Егора Комика (вес. кат. 38 кг). Вторыми стали Кирилл Полховский (вес. кат. 38 кг), Станислав Хмарук (вес. кат. 25 кг), Давид Пульман (вес. кат. 32 кг), Владислав Ярошевич (вес. кат. 28 кг), Илья Добриянец (вес. кат. 35 кг).
    Бронзу завоевали Артём Кузьмич (вес. кат. 32 кг), Иван Козакевич (вес. кат. 42 кг), Олег Шепель (вес. кат. 32 кг).
    В одном шаге от пьедестала остановились Максим Тонзель (вес. кат. 35 кг), Артем Пигаль (вес. кат. 45 кг) и Андрей Немшон (вес. кат. 38 кг).
    Анна МЕЛЬНИК

    БРСМ совместно с представителями силовых структур посетили Видиборскую среднюю школу

    13 февраля первый секретарь РК ОО «БРСМ» Вадим Заруба совместно с представителями силовых структур посетили Видиборскую среднюю школу.
    – В основном современная молодежь пристально выбирает будущую профессию, – отмечает Вадим Васильевич. – Общаясь с молодыми людьми, убеждаюсь, что большую роль в этом играют интернет-ресурсы. Но немаловажную роль все же имеет живое общение с теми людьми, которые не понаслышке знают, чем хороша их работа и готовы рассказать об особенностях поступления, обучения и трудовой деятельности.
    Старший инспектор ГПиВО Столинского РОЧС Александр Симончик, заместитель начальника ОПК «Верхний Теребежов» по идеологической работе Пинского погранотряда Эдуард Ермаков и старший инспектор группы кадров Столинского РОВД Дмитрий Юнкевич встретились с учащимися.
    Дмитрий Юнкевич обратил внимание на поступление мальчиков в Специализированный лицей МВД Республики Беларусь после 6 класса. Эдуард Ермаков подчеркнул, что до первого апреля учащимся выпускных классов, желающим поступать в Институт пограничной службы, необходимо подать в военкомат заявление для оформления личного дела абитуриента и до 10 апреля пройти профотбор. Выступающие уделили внимание поступлению в силовые вузы девушек и остановились на особенностях таких не совсем женских профессий. В ОПК «Верхний Теребежов», например, порядка 40 процентов контролеров – это девушки, которые прекрасно справляются со своими обязанностями. Не исключение это и для РОЧС и РОВД.
    Обязательное прохождение медицинской комиссии и сдача нормативов требуют от абитуриентов тщательной подготовки.
    Представители силовых структур ответили на вопросы учащихся.
    Людмила
    КАСПЕРОВИЧ
    Фото автора

    …И с песней не расстаётся

    Адриана Командышко – учащаяся 11 «А» класса средней школы № 3 р. п. Речица.
    Обладательницу такого редкого, но очень красивого имени знают многие жители поселка, потому что без нее не обходится ни одно массовое мероприятие.
    Уже в садике проявились музыкальные способности девочки. Одно из самых ярких детских воспоминаний Адрианы: на выпускном в детском саду она пела в ярком сценическом костюме всем известную песню «Валенки». С того времени она с песней не расстается.
    Адриану привлекают предметы гуманитарного цикла, нравится обществоведение. Девушка благодарна за первоначальный багаж знаний и тот стержень, который заложила в ней прекрасный человек, учитель начальных классов Мария Домнич. Любовь к русскому языку привила учитель русского языка и литературы Мария Тимонович, которая рассмотрела в учащейся личностный потенциал и успешно развивала его. Адриана ежегодно принимает участие в олимпиадном движении.
    Неоднократно отстаивала честь школы на научно-практических конференциях, творческих конкурсах. За время учебы собрала солидное портфолио, в котором много грамот, благодарностей за участие в различных мероприятиях. Девушка является активисткой ОО «БРСМ», участницей волонтерского отряда «Доброе сердце».
    У Адрианы много увлечений.
    Несколько лет посещала танцевальный кружок. Рисовала, вышивала, занималась изготовлением поделок с использованием современных техник. На базе Речицкого дома культуры посещала «Кукольный театр».
    Адриана – член школьного Клуба веселых и находчивых. Интересуется спортом. Любит играть в волейбол и баскетбол.
    Еще Адриана любит читать, чтобы больше узнать о современных тенденциях, образе жизни молодежи и не отставать, а все время идти в ногу со временем.
    Не последнюю роль в своей жизни девушка отводит и современным технологиям.
    Адриана Командышко отмечает, что для нее школьные годы – прекрасный жизненный период.
    Людмила
    КАСПЕРОВИЧ
    Фото автора

    У выніку перамагаюць веды

    Пра такіх, як вучаніца 9 “В” класа сярэдняй школы № 1 аг. Альшаны Дзіяна Гром, кажуць – будучыня краіны.
    Імя дзяўчыны ўжо гучала ў нашай газеце як уладальніцы Дыплома II ступені абласной алімпіяды па беларускай мове. Да гэтага яна стала абсалютнай пераможцай раённага этапа. А нядаўна Дзіяна вярнулася з Брэста, дзе тры дні рыхтавалася да рэспубліканскай алімпіяды па роднай мове.
    – Адчула сябе сапраўднай студэнткай, – расказвае дзяўчына. – У першы дзень былі лекцыі з 10 да 16 гадзін. Потым мы рыхтавалі водгук, на другі дзень разбіраліся з комплекснымі заданнямі, а апошнім было вуснае выказванне. Я выбрала тэму: “Рукі замараеш – вадой адмыеш, душу замараеш – нічым не адмыеш”.
    Пасля заняткаў усе мы працягвалі размаўляць на беларускай мове. Упэўнена, наша мова – самая прыгожая. У выніку набрала 19 балаў з 20 магчымых, што лічу дасягненнем. Было цікава паглядзець на ўзровень іншых вучняў, якія прыехалі сюды з ліцэяў і гімназій. Магу сказаць, што падрыхтоўка на такіх зборах дае магчымасць аб’ектыўна ацэньваць свае магчымасці і зразумець, што яшчэ трэба падцягнуць.
    – Значыць, ты настроена на перамогу?
    – А калі не настройвацца на перамогу, то чаго ўвогуле прымаць удзел? Разумею, што там будуць лепшыя з лепшых, таму ніхто не адмяняе барацьбы. У мяне ёсць дэвіз: зрабі ўсё, што магчыма, і ўжо тады спадзявайся на лёс. Да рэспубліканскай алімпіяды яшчэ больш за месяц, таму ёсць час «падпампаваць» свае веды. Дапамагае мая настаўніца па беларускай мове Аляксандра Уладзіміраўна Ралава, якая і прывіла мне любоў да роднай мовы.
    –Ты, акрамя беларускай мовы, з’яўляешся выдатніцай і па іншых прадметах! Падзяліся сакрэтам, як усё паспяваеш.
    – Я проста імкнуся нічога не адкладваць на потым. Прыйшоўшы дадому, адразу выконваю ўсё дамашняе заданне, нягледзячы на тое, калі будзе наступны ўрок. Яшчэ наведваю музычную школу, у якой вучуся па класу фартэпіяна. Гэты год – апошні, таму прыкладаю ўсе намаганні, каб на выпускным вечары выступіць дастойна. Калі правільна размеркаваць час, то і на любімыя заняткі яго хапае.
    – Пэўна, бацькі ганарацца тваімі поспехамі?
    – Бацькі мяне падтрымліваюць. У нашай сям’і шасцёра дзяцей. Як самая старэйшая дапамагаю сваёй маці. Але, калі мне трэба рыхтавацца, бацькі не даюць малодшым перашкаджаць. І заўсёды ставяць у прыклад. Гэта надае яшчэ большай упэўненасці.
    – Удзел у алімпіядах дае магчымасць заводзіць новых сяброў. Якія якасці ў чалавеку табе найбольш імпануюць?
    – Галоўнае, каб чалавек быў шчырым. Цаню пачуццё гумару. Хоць і сапернікі, але нейкай варожасці паміж намі няма. У выніку ж перамагаюць веды. Не хаваю, прыемна быць лепшай. Буду імкнуцца і на рэспубліканскай алімпіядзе дастойна абараніць гонар роднай школы.
    Ганна МЕЛЬНІК
    Фота аўтара

    Падведзены вынікі раённага конкурсу летапісных зборнікаў “З паданняў былых пакаленняў”

     

    Падведзены вынікі раённага конкурсу летапісных зборнікаў “З паданняў былых пакаленняў”, які быў праведзены аддзелам па адукацыі Столінскага райвыканкама.

    Метадыст раённага навучальна-метадычнага кабінета Валянціна Марчанка расказала, што ўсяго на конкурс было пададзена 22 работы. Навучэнцы складалі зборнікі па назвах вёсак і гарадоў, вывучалі матэрыялы архіўных крыніц, правялі інтэрв’юіраванне жыхароў Століншчыны, даказвалі сацыяльную і практычную значнасць сабранага матэрыялу.

    Многія работы былі цікава аформлены і пададзены ў творчай форме. Вучні разам з педагогамі зазірнулі ў глыбіню стагоддзяў, раскапалі цікавыя гістарычныя звесткі.

    Па выніках конкурсу ўзнагароджаны яго пераможцы. Гэта вучаніца 10 класа СШ № 2 аг. Альшаны Анастасія Крупкевіч, вучаніца 7 класа Стружскай СШ Ксенія Закрэўская, вучань 10 класа Стахаўскай СШ Раман Неўдах, вучань 5 класа Відзіборскай СШ Вячаслаў Бараноўскі, вучаніца 5 класа Відзіборскай СШ Дар’я Храпіцкая, вучаніца 11 класа СШ № 2 г. Давыд-Гарадка Рэгіна Ярошык, вучань 6 класа Хатомельскай СШ Арцём Ліпскі, вучаніца 11 класа Веляміцкай СШ Кацярына Мароз, вучань 6 класа Церабяжоўскай СШ Аляксандр Ракала, вучаніца 8 класа СШ № 2 г. Століна Анастасія Юнкевіч, вучаніца 9 класа СШ № 2 г. Століна Кацярына Шэлест, вучаніца 10 класа СШ № 3 г. Століна Аляксандра Вярэніч, вучні 8 класа Лядзецкага НПК яслі-сад СШ Уладзіслаў Антановіч і Дзмітрый Антановіч, вучаніца 11 класа Беражноўскай СШ Дар’я Віткоўская, вучні Рубельскай СШ Аліна Пашкевіч, Ілона Пашкевіч, Галіна Машлякевіч і Вольга Пашкевіч, вучань 10 класа Фядорскай СШ Мікіта Туча, вучань 7 класа Каладнянскага НПК яслі-сад БШ Максім Пашкевіч.

    Віншуем пераможцаў  і зычым надалей цікавіцца гісторыяй свайго роднага краю.

    Таццяна СЕГЕН

    «Дзеці бачаць цябе наскрозь»

    У малодшую групу ясляў-садка № 2 “Жар-птушка” Давыд-Гарадка трапіла адразу пасля ціхага часу, калі дзеці толькі што прачнуліся і апраналіся. Дзяўчынкам трэба было паправіць сукенкі, прывесці ў парадак прычоскі, а каго і супакоіць, бо засумаваў па маме. Выхавальнік Кацярына Разановіч толькі і паспявала пераходзіць ад адной табурэткі да другой і дапамагаць малым.
    Нягледзячы на тое, што працуе яна толькі другі год, кіраўніцтва і бацькі цудоўныя словы адрасуюць маладому спецыялісту. Але самае галоўнае – да яе цягнуцца дзеці, якія бачаць у Кацярыне Сяргееўне сапраўдную фею.
    – Дзеці – гэта асобы народ, якога ніколі не падманеш. Яны бачаць цябе наскрозь, толькі паспрабуй што ад іх схавай – адразу выведуць на чыстую ваду, – усміхаецца дзяўчына. – Гэта памылкова, калі дарослыя думаюць, што дзеці нічога не разумеюць. Яны настолькі ўсё заўважаюць, убіраюць у сябе, нібы губка, што нават здзіўляешся. І вельмі часта паўтараюць за бацькамі.
    – Кацярына, бывае і са сваімі дзецьмі нельга ладу знайсці, а тут чужыя, са сваімі характарамі. Як ты знаходзіш з імі агульную мову?
    – Усё проста, дзяцей трэба любіць. Да мяне ў групу прыйшлі зусім маленькія выхаванцы, некаторым і двух гадоў не было. Канешне, усе розныя, хтосьці хутка адаптуецца да новай абстаноўкі, а другі і праз месяц з поўнымі вачыма слёз застаецца ў садку. У ход ідуць розныя спосабы. То танец арганізоўваеш, то гульню якую, то спяваць з імі пачынаеш. Шчыра кажучы, ніколі не была асабліва здольная да творчасці, а тут навучылася. А самае галоўнае – гэта пяшчота. Абдымеш – і дзіця адразу цягнецца да цябе. Важна знайсці псіхалагічны кантакт.
    Я не буду хлусіць і гаварыць, што мая работа – лёгкая. Але я яе лічу вельмі высакароднай, бо працую з самым дарагім – дзецьмі. Яшчэ ва ўніверсітэце мы вучылі, што чалавек праз усё жыццё праносіць сваё дзяцінства. А шчаслівае дзяцінства – гэта залог шчаслівай будучыні. І я разумею сваю адказнасць.
    – Дашкольнае выхаванне – гэта твой усвядомлены выбар?
    – Я скончыла Кароціцкую сярэднюю школу і спачатку хацела стаць лагапедам, але потым мая сяброўка прапанавала паступаць у Магілёўскі дзяржаўны ўніверсітэт імя А. Куляшова на факультэт дашкольнага выхавання. Падтрымала маці, якая працуе настаўніцай матэматыкі ў Кароціцкай сярэдняй школе. Тым больш паралельна я атрымала спецыяльнасць «Дзелавое адміністраванне”. Пасля заканчэння ўстановы ў мяне было некалькі варыянтаў, дзе пачаць сваю прафесійную дзейнасць. Магла застацца ў Магілёве, які я вельмі палюбіла за гады вучобы, ці накіравацца ў Гомель. Але я выбрала сваю малую радзіму і вярнулася на Століншчыну. Разумела, што ў чужым горадзе, калі ты адзін і няма родных, вельмі цяжка будзе. А дома і сцены дапамагаюць. Цудоўна прыняў калектыў, за што вельмі ўдзячна. Першы год я падмяняла, а ў жніўні мінулага ўзяла сваю групу. Шчыра прызнаюся, толькі і паспявала спачатку адказваць на пытанні “а што?”, “а чаму?”, “а навошта?”, якімі мяне літаральна засыпалі дапытлівыя выхаванцы.
    – А як адпачываеш пасля працоўнага дня?
    – Проста абажаю чытаць. Мая цётка Наталля працуе ў бібліятэцы ў Століне, і пасля візіту да яе заўсёды вяртаюся з кнігамі. Мае сябры здзіўляюцца, маўляў, зараз можна чытаць з дапамогай сучасных тэхналогій, загрузіў сабе праграму і ўсё. А мне даспадобы ўзяць у рукі, адчуць пах старонак. Раней магла да світання чытаць. Мяне цікавіць творчасць замежных аўтараў. Сцівена Кінга перачытала ўсяго, у яго творах многа філасофіі. А яшчэ мяне супакойвае вязанне і вышыванне. Я па сваёй сутнасці інтраверт, люблю спакойны адпачынак. Праўда, калі выйшла замуж, то часу на заняткі засталося менш (смяецца). Пакуль вячэру прыгатуеш, прыбярэш, то ўжо і ноч надыходзіць. Дарэчы, сваё каханне я таксама ў дзіцячым садку сустрэла. Здавалася, сюды прыходзяць забіраць дзяцей жанатыя мужчыны. А мой муж прыйшоў па хрэсніка, так і пазнаёміліся. Так што, як гаворыцца, ад лёсу не ўцячэш.
    Ганна МЕЛЬНІК
    Фота аўтара

    Наши на «Снежном снайпере» в Раубичах

    С 4 по 10 февраля в Раубичах прошли республиканские соревнования среди детей и подростков по биатлону «Снежный снайпер-2019».
    Участие в соревнованиях приняли ученики СШ № 2 г. Столина Юлия Шинкаревич (9 класс) и Владислав Семенюк (8 класс). Ребята стали призёрами районных, а потом и областных соревнований. И в составе сборной Брестской области отправились на «Снежный снайпер».
    С 4 по 8 февраля проходили тренировки, а непосредственно сами соревнования 9 и 10 февраля. На открытии мероприятия наш Владислав Семенюк нёс флаг Брестской области. Ребята признаются, что до поездки в Раубичи они не видели ещё такой трассы. Также они остались под впечатлением от мастерства спортсменов, смогли пообщаться с призёрами Олимпиад, сделали снимки на память с Дарьей Домрачевой, стреляли из настоящих винтовок.
    Участие их очень вдохновило на дальнейшую работу, на покорение новых вершин. В памяти осталось общение с призёрами олимпиад Дмитрием Дащинским, главным судьёй, также олимпийским призёром Алексеем Айдаровым.
    Вся команда Брестской области получила подарок от Дарьи Домрачевой – поездку на «Кубок легенд», который пройдёт 17-19 февраля в Раубичах.
    Татьяна СЕГЕН

    Когда работа – в удовольствие

    Ольга Касперская – активный лидер ОО «БРСМ», секретарь первички профессионального лицея сельскохозяйственного производства, участник многих общественных мероприятий.
    Ольга работает преподавателем химии, биологии, первой медпомощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в Столинском профессиональном лицее сельскохозяйственного производства. Родилась Ольга в р. п. Речица. После окончания СШ № 1 поступила в Пинский медицинский колледж, так как среди родственников многие работают в медицине. По распределению оказалась в г. п. Кореличи. Около года работала старшей медсестрой, в 2008 году вышла замуж и вернулась на малую родину.
    Ольга не может себя представить без любимой работы в молодежной среде. Как только вернулась на Столинщину, директор Столинского профессионального лицея сельскохозяйственного производства Григорий Козубовский предложил ей работу воспитателем, правда, совсем скоро освободилось место преподавателя и Ольга Анатольевна без колебаний согласилась. Заочно училась в Брестском университете имени А. С. Пушкина. Ольга отмечает, что в лицее очень хороший коллектив, прекрасное руководство, благодаря чему царит комфортная трудовая атмосфера.
    – На работе я чувствую, как с каждым днем молодею, – отмечает Ольга. – А иначе и быть не может. Общаясь с молодыми людьми, интересуясь современными молодежными тенденциями, разделяя интересы молодежи, я понимаю, что это мое, мне нравится такой образ жизни. Для учащихся стараюсь быть не строгим педагогом, а хорошим другом в первую очередь. В лицей приходят хорошие дети. Многие их них раскрываются именно здесь. К каждому стараюсь найти свой подход, чтобы узнать интересы, склонности, предпочтения и определить эффективные методы работы. Дополнительно веду клуб «Здоровье». Считаю, что это очень актуально в наше время. Молодежь все активнее приобщается к здоровому образу жизни и приобретенные знания им пригодятся в будущем.
    Ольга Касперская не первый год является руководителем экологического студенческого отряда, который в 2018 году признан лучшим в районе. Неоднократно волонтерская деятельность, молодежная политика, которая проводится педагогом в лицее, была оценена на районном уровне.
    Несмотря на то, что времени катастрофически не хватает, Ольга посещает занятия фитнесом в студии танца «Be Flex», ежедневно занимается спортом: бегает на свежем воздухе по несколько километров.
    – Это придает бодрости и сил, – уверена Ольга Анатольевна. – Благодаря таким занятиям у меня всегда хорошее настроение.
    Еще Ольга любит готовить и читать. Любимая книга – роман Харпера Ли «Убить пересмешника», а одна из последних прочитанных книг – роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
    – Это произведение перевернуло мое сознание, – признается Ольга. – Первые 40 страниц проговаривала вслух, перечитывала по несколько раз один и тот же абзац или предложение, чтобы глубже проникнуть в его смысл. Еще очень повлияла на меня книга Карен Берг «Бог красит губы: Каббала для женщин».
    В людях ценит честность, искренность, юмор и самокритику. Ее жизненное кредо: «Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним». А еще нравятся колкие, едкие, попадающие точно в цель, высказывания Фаины Раневской. Любит пересматривать старый, но очень хороший фильм «Москва слезам не верит».
    Ольга Анатольевна хочет научиться играть в шахматы, а в самой ближайшей перспективе – участие в Республиканском легкоатлетическом соревновании «Женский забег Beauty Run», который состоится восьмого марта в Минске. По секрету призналась, что ей не столь важно победить, сколько поучаствовать и получить цветы от самого Президента!
    Людмила КАСПЕРОВИЧ
    Фото автора

    Мая работа сёння – інвестыцыя ў будучыню

    Работа настаўніка ніяк не абмяжоўваецца 45 мінутамі ўрока. Яна не праходзіць толькі ў сценах школы. Быць педагогам – гэта быць настаўнікам па жыцці.
    У гэтым пераканана маладая настаўніца замежнай мовы Стружскай СШ Наталля Пашкевіч. Чацвёрты год работы ў сістэме адукацыі, а ў скарбонцы педагога ўжо значныя напрацоўкі, дасягненні і перамогі. Сярод апошніх – званне «Малады чалавек года ў галіне адукацыі і навукі».

    – Калі мне паведамілі гэтую навіну, я зразумела, што мне патрэбна працаваць яшчэ лепш, з большай аддачай, удасканальвацца, ісці да новых вяршыняў і перамог, – гаворыць маладая настаўніца.
    Наталля мясцовая. Нарадзілася ў Струзе. Вучылася ў гэтай жа школе і з дзяцінства ведала, што будзе настаўніцай. Свой уплыў на выбар будучай прафесіі дачкі пакінула мама – настаўніца беларускай мовы і літаратуры Вольга Іванаўна Мароз. Толькі не магла вызначыцца: настаўнікам якога прадмета стаць. І дзяўчынка прыглядалася да сваіх педагогаў, як яны вядуць урокі і на месцы каго яна б хацела быць. Наталля Уладзіміраўна Казуля адыграла таксама сваю ролю ў выбары прафесіі. Па яе прыкладзе Наталля стала настаўніцай англійскай мовы.
    І пасля заканчэння школы стала студэнткай Брэсцкага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта. Факультэт замежных моў і даў магчымасць глыбока вывучыць не толькі англійскую, а і нямецкую мовы.
    Ужо будучы практыканткай, на апошнім курсе ўніверсітэта яна выкладала замежную мову ў Варанёўскай школе, дзе на той час педагог пайшла ў дэкрэтны водпуск. Прыехала па размеркаванні на Століншчыну і пайшла працаваць зноў у Варанёўскую школу. Праз два гады вызвалілася месца ў роднай школе і яна перайшла туды. Зараз зноў працуе на дзве школы – у Стружскай і Варанёўскай, выкладаючы англійскую і нямецкую мовы.
    Яна любіць сваю справу. Пераканана, што нават праз дзесяцігоддзі не здрадзіць ёй.
    – Праз пяць гадоў я бачу сябе на гэтым жа месцы, але больш вопытным педагогам, які мае не другую, а ўжо першую катэгорыю, удасканальвае свае навыкі і веды, займаецца самаадукацыяй, любіць дзяцей, а выпускнікі ад шчырага сэрца дзякуюць за веды, атрыманыя на маіх уроках, – зазірае ў будучыню Наталля Дзмітрыеўна.
    Працуючы ў роднай школе, з вялікай цеплынёй гаворыць пра сваіх настаўнікаў. У першую чаргу гэта яе класны кіраўнік Людміла Фёдараўна Наскевіч, якая не толькі вучыла па школьнай праграме, а і выхоўвала, дапамагала ў станаўленні.
    Да кожнага ўрока Наталля Дзмітрыеўна старанна рыхтуецца, каб ён быў не проста перадачай ведаў, а цікавым, захапляльным, які прымусіць дзяцей хацець пашыраць свае веды па-за межамі праграмы. І яна дапамагае вучням па-за ўрокам. Другі год вядзе свой блог на пляцоўцы гугл-блогер, дзе збірае карысныя матэрыялы па англійскай мове. Там знаходзяцца мультымедыйныя падручнікі, якія дапаўняюць школьную праграму, лекцыі, канспекты. Вучань, прапусціўшы заняткі, можа зайсці туды і самастойна ўзяць патрэбную дадатковую інфармацыю. Яе група вучняў 8 «Б» класа працуе з блогам без выключэння. Таму там настаўнік выкладвае, напрыклад, відэа. Яго патрэбна паглядзець, а на ўроку ўжо ўся група будзе працаваць на яго аснове. Кліпы, спасылкі на інтэрнэт-трэнажоры, цікавыя відэасюжэты і многае іншае па пэўнай тэме размяшчаецца ў блогу.
    Урокі яна праводзіць абавязкова з выкарыстаннем інфармацыйна-камунікатыўных тэхналогій. Вучні могуць чуць гаворку носьбітаў мовы, песні ў іх выкананні, робяць аўдзіраванне на аснове аўдыяфайлаў. Але разам з тым Наталля Пашкевіч пераканана, што ніякія сучасныя тэхналогіі не заменяць жывога слова настаўніка.
    – Ацэньваю работу настаўніка, сваю работу: што я зраблю сёння, што дам дзецям зараз – такім будзе і наша будучыня, – кажа Наталля.
    З узнагарод Наталлі Пашкевіч – перамога ў конкурсе «Малады педагог года», дыплом І ступені ў конкурсе метадычных напрацовак «Усё сэрцу міла на малой радзіме», дыпломы за тэатральныя пастаноўкі на англійскай мове, выступленні на канферэнцыях, перадача вопыту работы і іншае.
    Вольнага часу ў педагога даволі мала. Бо яна з галавой акунулася ў настаўніцкую работу – праверка сшыткаў, падрыхтоўка да ўрокаў, вядзенне блога, а ў дадатак – конкурсы, канферэнцыі, даследаванні…
    Але калі выдаецца вольная хвілінка, любіць займацца хенд мейдам. Сярод захапленняў скрапбукінг.
    Любіць чытаць. У апошні час захапляецца творчасцю Джоджо Мойес. Яе «Да сустрэчы з табою» моцна ўсхвалявала Наталллю. З любімых кніг – «У вайны не жаночы твар» Святланы Алексіевіч. Навогул, яна любіць чытаць творы ваеннай тэматыкі, а таксама глядзець фільмы аб Вялікай Айчыннай вайне. Асаблівая роля адводзіцца гістарычным фільмам аб Вялікабрытаніі.
    Па жыцці яна ідзе з дэвізам «Удасканальвай сябе – і ўсё, што ты будзеш рабіць, будзе дасканалым». І імкнецца цалкам адпавядаць яму.
    Таццяна СЕГЕН

    Кому и что должен учитель?..

    Работа в выходные и праздники, ответственность за чужих детей 24 часа в сутки 7 дней в неделю, посещение проблемных семей вечерами и дежурство на дискотеках и вечерах… Почему я всё это должен делать? Эти вопросы всё чаще звучат от педагогов не  только Столинщины. Если присмотреться к работе учителя, то на самом деле слышишь, что учитель много чего должен. А где заканчиваются его обязанности и начинаются права? Права специалиста, родителя, человека.

    Просьба о помощи
    В редакцию пришло письмо под заглавием «Прошу помощи». Педагог, мама пятерых детей, написала о том, что её и в законный «материнский день» заставляют работать. Что руководитель учреждения образования на её отказ ответил: «Вы обязаны по графику дежурить на дискотеке».
    Женщина поднимала вопросы: есть ли у учителя выходной день? Почему в законные государственные выходные – воскресенье, 1 января, Рождество – учитель должен выходить на работу?
    «Почему я должна оставить своих пятерых детей и пойти на дежурство в клуб? А родители? Кто в первую очередь несёт ответственность за своё чадо? Если вы, родители, решили отпустить своего ребёнка на дискотеку, так идите вместе с ним!»
    Это только несколько выдержек из письма. Аналогичные высказывания регулярно слышишь и от других педагогов. Обсудить права и обязанности учителя решила вместе с начальником отдела по образованию Александром Вечорко. Он привел свежий пример. Ребёнок пришёл на занятия весь в синяках. Это заметил классный руководитель. Теперь к работе с семьёй подключились все нужные службы. В том числе и школа, педагоги. Если классный руководитель, который видит ребёнка ежедневно, не будет обращать внимание на такие моменты, то сможем ли уберечь отдельную категорию детей? Да, родители должны заботиться, любить, воспитывать. А если это нерадивые родители, тогда просто закрыть глаза?

    Трагедия
    Дежурство на дискотеках, вечерах часто воспринимается как формальность. Но когда случается трагедия и теряем ребёнка? Помните случай, когда в Лядце девочки не стало в новогоднюю ночь? Провожая её в последний путь, процессия остановилась около школы, где ей дали последний звонок. Тогда все прочувствовали этот груз ответственности и посмотрели на ситуацию с другой стороны, не задумываясь о потраченном времени на дежурство. Не дай Бог, чтобы ситуация повторилась. Поэтому и делается всё, чтобы её предупредить – выходят родительско-педагогические патрули в новогоднюю ночь. Специалисты отдела по образованию, отдела культуры во главе с начальниками объезжают дома культуры, бросая свои семьи, проверяя, как же на самом деле исполняется закон о нахождении несовершеннолетних в общественных местах вне установленного времени.
    – Семьи, находящиеся в социально-опасном положении, обычно и срываются в праздники. Поэтому им в эти дни нужен особый контроль. Даже для примера случай, когда мы потеряли детей на старый Новый год в Бережном. Понимаю, что педагогам в праздники хочется побыть со своими семьями. Но подчеркну, что такие дежурства, обход семей педагоги делают по графику. То есть человек не идёт каждый праздник один по всем семьям, – говорит Александр Вечорко.

    Отпуск в 54 дня
    Посещение семей, находящихся в социально-опасном положении, входит в обязанности педагога. Для классного руководителя составляется отдельная должностная инструкция. И они должны участвовать в работе родительско-педагогических патрулей. Но ещё раз подчеркну – это не каждонедельные дежурства одного и того же человека – это работа по графику.
    – Но мы живём в правовом государстве. И никто не должен перерабатывать своё время. Поэтому педагогу за вечернее дежурство предоставляется или отгул в каникулярное время, или идёт оплата из надбавки за сложность. Если это не так, тогда это нарушение прав. И я бы хотел узнать о таких нарушениях лично, – расставляет точки над «і» начальник отдела по образованию.
    У учителей только один выходной – это воскресенье. Суббота у них рабочая. Но такая интенсивная работа вознаграждается довольно продолжительным отпуском в 54 дня.
    Если говорить о затратах времени посещения на дому семей своих учеников, то это всё входит в табель рабочего времени классного руководителя.
    – Никто не обязывает классного руководителя следить за детьми 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Но он должен наблюдать за общей картиной, сигнализировать, отдельных учеников отслеживать более пристально. Очень часто в семьях СОП несколько детей. Это значит, что они учатся в разных классах и эта семья находится под контролем нескольких классных руководителей. Поэтому надо объединять усилия. В любом случае это наши дети. И мы их должны защитить, – говорит Александр Николаевич.

    Материнский день
    И если мы по тем или иным обстоятельствам вынуждены время от времени оставлять своих родных детей дома, – это не говорит о том, что мы – плохие родители. Проводя регулярно разъяснительную работу, своим примером мы воспитываем детей, приучаем их к самостоятельности. И это очень важный момент в воспитании и становлении. Конечно, руководитель учреждения образования при составлении графиков дежурств должен учитывать и человеческий фактор. Но эти обстоятельства – временные. Даже если это маленькие детки, например, у учителя, который самостоятельно воспитывает их, то они через несколько лет вырастут и тогда учитель сможет отдежурить. Хотя графики составляются заранее – на месяц, четверть, полугодие – и педагог уже может подстроиться под них.
    – А если у человека реально материнский день – выходной, положенный по закону, то никто его не может в этот день отправить на дежурство. Если только он сам не согласится, например, чтобы заработать себе ещё один выходной, – ответил на вопрос в письме Александр Вечорко.

    Помогли ли?
    Смогли ли помочь педагогам разобраться в волнующих их вопросах? Но постарались максимально разложить по полочкам права и обязанности. Получается, что не всё то, что «должен», делается просто так, без оплаты или другого вознаграждения. А если не делается, то смело звоните или в редакцию 2 02 35, или напрямую начальнику отдела по образованию.

    Татьяна
    СЕГЕН

    Педагогический менеджмент

    30 января на базе СШ № 3 г. Столина прошла районная научно-практическая конференция педагогов «Через качество обучения – к развитию потенциала учащихся».
    Её открыла заведующая районным учебно-методическим кабинетом Валентина Гречко. В своём выступлении она подчеркнула важность непрерывного образования для педагога. И конференция как одна из возможностей повысить свои знания.
    На пленарном заседании выступали педагоги-новаторы района. Например, директор СШ № 2 г. Столина, учитель-методист Алла Лозицкая. Её выступление – для менеджера, которым является руководитель учреждения образования, учитель, классный руководитель. Информационное общество требует, чтобы изменилась роль каждого участника образовательного процесса. И примером в этом остается учитель. Он должен дать своим ученикам не только глубокие предметные знания, но и научить его жизни. В современном образовании важно научить видеть ценности, ставить цели, быть социально адаптированным.
    Сейчас мировая общественность активно обсуждает образовательную модель 4 К – коммуникативность, критическое мышление, креативность и командность. А насколько этими качествами обладаете вы? – этот вопрос должен задать себе каждый педагог.
    Современный педагог, по мнению Аллы Лозицкой, должен обладать академической мобильностью. Кроме классического образования он имеет возможность получать образование из множества других источников. Кроме этого педагог должен быть аформален, несмотря на формализм, который всё же присутствует в деятельности, этого надо максимально избегать.
    На примере своего учреждения образования – Лядецкого УПК яслей-сада СШ – заместитель директора по учебной работе Светлана Царик показала, как педагогам и ученикам добиваться успеха на разных уровнях, что делается в учреждении для этого. Идёт работа и с родителями. И выступающая отметила: «Неправда, что родители не хотят взаимодействовать со школой. Если их увлечь, показать нужность и важность, то они с радостью идут на сотрудничество». Интересен опыт работы учреждения в отношении работы с коллегами и учениками из других школ. И это сотрудничество уже имеет свои результаты – ребята после знакомства с опытом своих одноклассников из других школ горят идеями и воплощают их.
    Учитель начальных классов Колоднянского УПК яслей-сада БШ Наталья Базар успешно использует в работе информационно-коммуникационные технологии. У неё создана медиотека, в которую вошли и собственные наработки. На примерах педагог показала, как и с помощью чего создаёт электронные тесты, опросы, дополнительные материалы к учебной программе. Разработала дистанционный курс по предметам.
    Педагог-психолог Столинской государственной гимназии Анна Мойсеевич говорила о психологическом сопровождении учащихся при подготовке к олимпиадам различного уровня. Ведь когда ученик имеет знания – это не значит, что успех ему гарантирован. Успех лежит глубже. Чтобы его достать, педагог использует ряд психологических упражнений, проводит занятия с учениками. Визуализация, использование определённых слов при формулировании своей цели, тренинги и практика – это то, что помогает учащимся. Также Анна Мойсеевич подчеркнула важность работать с учениками после олимпиады, особенно когда они потерпели поражение.
    На конференции было поднято много важных и интересных тем в четырёх секциях, в которых педагоги делились опытом работы. Учителя возвращались домой с багажом знаний, чтобы опробировать его в своей практике и поделиться с коллегами в своих учреждениях.
    Татьяна СЕГЕН
    Фото автора

    Рождественские встречи

    Более 1,5 тысячи белорусских детей приняли участие в XXV республиканской благотворительной акции “Рождественская ёлка – наши дети”.
    Традиционно для участия в мероприятиях приглашают талантливых детей и подростков из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. И 82 учащихся из Столинского района, в том числе шесть воспитанников социально-педагогического центра, посетили баготворительный новогодний праздник.
    Благотворительная акция проходила в Белорусском государственном цирке. Здесь всех ожидало грандиозное цирковое шоу от “Бриллиантового цирка Якутии”. Ребята увидели уникальное представление “Тепло вечной мерзлоты”, сочетающее в себе удивительный национальный колорит с битвами шаманов, сложнейшими и захватывающими дух акробатическими трюками, полетами под самым куполом, чудесами якутских эквилибристов. Порадовали ребят выступления обитателей тундры: северных оленей, песцов, лисиц и собак-лаек. Каждый юный участник традиционно получил сладкий подарок.
    Все ребята испытали море впечатлений, зарядились положительными эмоциями и выражают огромную благодарность председателю райисполкома Протосовицкому Григорию Васильевичу, заместителю председателя райисполкома Сидоревичу Сергею Фёдоровичу, начальнику отдела по образованию Вечорко Александру Николаевичу, заместителю начальника по образованию Васьковец Елене Васильевне, председателю Столинской организации Белорусского проф-союза работников образования и науки Максимовичу Анатолию Капитоновичу, директору филиала «Автомобильный парк № 12 г. Столина» Головачу Юрию Григорьевичу и всем, кто организовал такую замечательную поездку.
    Наталья АНДРЕЙКОВЕЦ, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Ольгомельский УПК ясли-сад СШ»

    Рождество – праздник семейный, радостный, со своими традициями. Лядецкий учебно-педагогический комплекс – весёлая и дружная семья. Одной из наших традиций стали рождественские встречи с ветеранами труда.
    14 января с участием профкома учреждения и учащихся под руководством педагога дополнительного образования Рудько Каролины Александровны было подготовлено театрализованное представление «А у нас Коляда…». Ребята показали обряд колядования в агрогородке Лядец, пели песни и гадали. Атмосфера праздника была по-домашнему теплой и уютной.
    Общение с нашими ветеранами всегда приносит обоюдную радость и положительные эмоции. Можно уверенно сказать, что бывших учителей не бывает. Блеск глаз, неподдельный интерес к школьной жизни, живое общение ветеранов с учащимися в очередной раз преподали нам урок позитива и творчества. Спасибо вам, дорогие ветераны, за ваш опыт и советы, за то, что вы с нами!
    Людмила СКРЕБЕЦ, учитель иностранного языка, председатель профкома

    Рождественские встречи – так называется праздник церковного песнопения, который шестой раз проходит в нашем районе после Рождества Христова.
    Первый адрес его приписки был в Рубле, когда в местный Дом культуры приезжали церковные хоры из разных сёл Столинщины. В этом году по благословению благочинного церквей Столинской округи протоиерея Григория Кожановского местом встречи стал Дом культуры в Давид-Городке.
    …В зале нет свободных мест, а пришли преимущественно люди пожилые и школьники. К ним обращается со словами поздравления благочинный отец Григорий. Он желает всем здоровья и душевной радости.
    На сцену выходят участники воскресной школы Давид-Городка, которые подготовили литмонтаж. Их сменяют ребята сводного праздничного детского хора приходских храмов Столинского благочиния при церкви иконы Казанской Божьей Матери г. Давид-Городка, которым руководит Валентина Михайловна Лемеза. Дети исполняют песни рождественской тематики, в которых славят Рождество Иисуса Христа, и воспевают лучшие человеческие качества. Они радуют зрителей и танцем «Снежинок» в красивых белых нарядах. Присутствующие тепло благодарят маленьких артистов.
    На смену ребятам на сцену поднимаются церковный хор храма иконы Казанской Божьей Матери, церковный хор храма архистратига Михаила из аг. Ремель. Зрители тепло благодарили и детский хор из аг. Ольшаны при храме Параскевы Пятницы.
    Образчики ангельского пения показали участники церковного хора храма Святителя Луки г. Столина. Зрителей приветствовали и настоятели церквей отец Николай из аг. Ремель и отец Василий из Столина.
    К сожалению, в Давид-Городок не смогли приехать ещё несколько хоров, которых приглашали и которые готовились к выступлению. Но, как сказал при закрытии встречи благочинный отец Григорий, будем надеяться, что через год в городе над Горынью соберётся ещё больше коллективов.
    Валентина МИРОНОВИЧ


    Заключэннем каляднага тыдня ў дзяржаўнай установе дашкольнай адукацыі “Стружскі яслі-сад” стала правядзенне фальклорнага свята “Добры вечар, шчодры вечар…”, якое падрыхтавалі сумесна педагагічны калектыў, выхаванцы і іх бацькі.
    Музычная зала была аформлена ў выглядзе вясковай хаты, аздоблена вышыўкамі мясцовых вышывальшчыц. Гаспадары – Лявон з Лявоніхай і іх тры дачкі накрывалі святочны стол беларускімі стравамі – куццёй, дранікамі, грыбамі, селядцамі, супам з клёцкамі, бабкай, пірагамі (якія, дарэчы, прыгатавалі бацькі!), гукалі мароз, чакалі шчадроўшчыкаў.
    У ролі шчадроўшчыкаў выступілі выхавальнікі, памочнікі выхавальнікаў і дзеці кожнай групы, апранутыя ў беларускія касцюмы. Яны падрыхтавалі заклічкі, песні, гульні, імправізаваныя сцэнкі, ігру на музычных інструментах, танцы, пажаданні, за што атрымалі ад гаспадароў багатыя пачастункі – каўбасу, сала, сыр, цукеркі, печыва, пірог, грошы.
    Разам са шчадроўшчыкамі ў хату заходзілі і Зорканоша, які зычыў светлага жыцця, і Механоша, які збіраў пачастункі, зычыў багатага стала, і шкадлівая Каза, якая валілася на падлогу быццам у непрытомнасці і ўставала ад бразгатання грошай, і Цыганка, якая варажыла на картах, прадказваючы будучыню, і Мядзведзь – прадказальнік, які паказваў, чым будуць займацца гаспадары ў наступным годзе.
    Адметным стала тое, што шчадроўныя песні не паўтараліся, спяваліся на беларускай мове.
    Хочацца выказаць падзяку ўсім удзельнікам свята.
    Алёна КАСЦЮК, загадчык дзяржаўнай установы дашкольнай адукацыі “Стружскі яслі-сад”

    Безопасное детство

    Столинским районным отделом по чрезвычайным ситуациям совместно с отделом по образованию, районной общественной структурой Белорусского добровольного пожарного общества проводится фестиваль по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство».
    Цель мероприятия – совершенствование форм и методов работы с детьми дошкольного возраста, создание дополнительных условий для воспитания культуры безопасности жизнедеятельности, распространения педагогического опыта работы с воспитанниками учреждений дошкольного образования в этом направлении.
    Учреждения образования на фестивале могут представлять как педагогические работники, так воспитанники и их законные представители.
    В районном этапе республиканского фестиваля приняли участие 26 из 43 учреждений, реализующих программы дошкольного образования. Конкурс проводился по четырем номинациям: «Уголок безопасности», «Дидактическая игра», «Гордимся, что научили», «Азбука безопасности». Всего предоставлено 63 работы в разных номинациях. Наиболее массово представлена номинация «Уголок безопасности».
    Жюри отметило творческий подход при подготовке работ в номинациях: «Гордимся, что научили» – участников фестиваля Речицкого яслей-сада № 2, Ольшанского яслей-сада № 3, Ольгомельского УПК ясли-сад средняя школа; «Азбука безопасности» – участников фестиваля Столинского яслей-сада № 3, Стружского и Белоушского яслей-садов.
    По итогам районного этапа дипломами первой степени награждены Ремельский и Теребежовский ясли-сады, дипломом второй степени – Давид-Городокский ясли-сад № 2; дипломами третьей степени – Белоушский ясли-сад и Ольшанский ясли-сад № 3.
    Участники фестиваля «Безопасное детство» также удостоены благодарственных писем районного отдела по чрезвычайным ситуациям за творческий подход при подготовке работ в номинациях:
    – «Гордимся, что научили» – Речицкий ясли-сад № 2 (Шуляк В. В.), Ольшанский ясли-сад № 3 (Добринец Е. И., Быба Т. П.), Ольгомельский УПК ясли-сад средняя школа ( Мишкова Т. М.);
    – «Азбука безопасности» – Столинский ясли-сад № 3 (Гончарук Н. Б.), Стружский ясли-сад (Кадын Г. Н., Шпак Н. И.), Белоушский ясли-сад (Апанович Т. Г.);
    – «Дидактическая игра» – Рубельский ясли-сад № 2 (Пашкевич А. И.).
    В областном этапе примут участие учреждения дошкольного образования, занявшие первые места в первом (районном) этапе фестиваля.
    Людмила КАСПЕРОВИЧ
    Фото автора

    Разработка сайта

    Техподдержка сайтаSAKURAWEB

    SEO-продвижение

    Яндекс.Метрика