В Беларуси ежегодно имеют место несчастные случаи с персоналом предприятий, связанные с поражением электрическим током. Основными причинами таких случаев являются неудовлетворительная организация эксплуатации электрохозяйства, нарушение «Положения о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования», отсутствие у персонала элементарных знаний об опасности электрического тока.
18 августа 2023 года помощник комбайнера КСУП «Езерский» Чериковского района Могилевской области при проведении уборки урожая находился в верхней части зерноуборочного комбайна. При движении комбайна при пересечении ВЛ-10 кВ приблизился на недопустимое расстояние к проводам ВЛ, в результате чего получил удар электрическим током и упал с высоты в работающую жатку комбайна.
08 сентября 2023 года произошёл несчастный случай на территории садоводческого товарищества «Ислочь» Воложинского района, Минской области с работником ООО «БелПолГрупп». Выполняя работы по заливке армирующего пояса на хозяйственной постройке, водитель автобетононасоса-смесителя приблизил не недопустимое расстояние стрелу насоса-смесителя к воздушной линии 10 кВ, в результате чего работник, выполняющий заливку бетона погиб от действия электрического тока.
Основными причинами несчастного случая явились личная неосторожность водителя и низкий контроль работ со стороны руководства.
19 октября 2023 года работник СПК «Гожа» Гродненского района Гродненской области производил уборку свеклы на свеклоуборочном комбайне. При проведении работы вследствие наезда свеклоуборочного комбайна была сбита опора ВЛ-10 кВ. При падении опоры была повреждена изоляция провода СИП, который упал на металлический корпус комбайна. При выходе из комбайна работник был смертельно травмирован электрическим током.
13 мая 2024 года произошёл несчастный случай на территории садоводческого товарищества «Колосок-80» (Брестский район) с водителем ООО «МиксТрансГрупп». Осуществляя доставку бетона на садоводческий участок для заливки фундамента, после выгрузки смеси из бетономешалки при складывании стрелы автобетоносмесителя произошло прикосновение стрелой провода ВЛ-10 кВ. Пострадавший, находясь сзади автомобиля и касаясь корпуса автобетоносмесителя, был смертельно травмирован электрическим током.
Причиной несчастного случая явилось проведение работ с применением крупногабаритной техники в охранной зоне ВЛ-10 кВ без согласования с энергоснабжающей организацией.
Для исключения случаев электротравматизма при производстве полевых работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи, перед началом работ НЕОБХОДИМО:
Ознакомить работающих с указанными несчастными случаями.
Разработать безопасные маршруты передвижения крупногабаритной автотранспортной техники высотой 4 м и более в местах прохождения воздушных линий электропередачи.
Не допускать случаев складирования в охранных зонах воздушных линий электропередачи кормов, удобрения, зерна, соломы и других материалов.
Провести инструктаж по электробезопасности, в том числе приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока и оказания ему первой помощи, всем работникам, задействованным в проведении полевых работ вблизи воздушных линий электропередачи или выполнении работ, связанных с использованием электрофицированных машин и механизмов.
Провести инструктаж по безопасному выполнению работ (в том числе погрузочно-разгрузочных работ) в охранных зонах воздушных линий электропередачи механизаторам и водителям, в том числе стороннему персоналу, выполняющему работы по договорным отношениям.
При проведении инструктажей по электробезопасности рекомендуем в том числе использовать «Памятку по электробезопасности для механизаторов крупногабаритной сельскохозяйственной техники и водителей грузовых транспортных средств» и «Памятку по электробезопасности работникам, обслуживающим электрифицированные машины и механизмы на объектах уборки урожая» (памятки прилагаются к настоящему письму).
- Разместить памятки по электробезопасности на информационных стендах, уголках по охране труда организации.
НАПОМИНАЕМ, что «Положением о порядке установления охранных зон электрических сетей, размерах и режиме их использования», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2022 № 794, установлены охранные зоны линий электропередачи. Охранной зоной воздушной линии электропередачи называется территория и воздушное пространство вдоль линии электропередачи, непосредственно прилегающие к электрической сети и ограниченные параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по горизонтали по обе стороны от крайних проводов линии (при не отклоненном их положении) на расстоянии:
2 м для линий напряжением до 1000 В
10 м для линий напряжением свыше 1000 В до 20 000 В
15 м для линий напряжением от 20 000 В до 35 000 В
20 м для линий напряжением 110 000 В
25 м для линий напряжением 220 000 В
30 м для линий напряжением 330 000 В
40 м для линий напряжением 750 000 В
В границах охранных зон воздушных линий электропередачи НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— размещать площадки и стоянки для отдыха;
— размещать полевые станы, загоны для скота;
— размещать хранилища любых типов материалов, за исключением складских зданий и сооружений, размещенных на территориях населенных пунктов и не предназначенных для хранения горюче-смазочных материалов;
— совершать в охранных зонах ВЛ напряжением 330 кВ и выше остановки и стоянки всех видов транспортных средств, самоходных машин;
— осуществлять передвижения, работу сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов с поднятыми стрелами (устройствами, приспособлениями), поднятыми кузовами, проводить полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин, механизмов и выступающих частей оборудования высотой более 4 метров, влекущих приближение на недопустимое расстояние к находящимся под напряжением токоведущим частям (проводам) ВЛ;
— находиться в охранных зонах ВЛ во время опасных стихийных природных явлений, включая грозы;
— выполнять работы по поливу сельскохозяйственных культур при высоте струи воды свыше 3 метров;
— приближаться работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, физическим лицам на недопустимое расстояние к находящимся под напряжением токоведущим частям (проводам) ВЛ, в том числе с применяемыми ими инструментом и приспособлениями при производстве работ либо осуществлении иной деятельности;
Только на основании предварительно полученного у владельца электрической сети письменного согласия в охранных зонах ВЛ разрешается:
проезд сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра;
возведение (размещение) стоянок и остановок транспортных средств, тракторов и других самоходных машин, включая плоскостные автомобильные стоянки, парковки.
Движение машин и механизмов при работах на участках, расположенных в охранной зоне воздушных линий электропередачи, рекомендуется осуществлять поперек оси воздушной линии. Проезд по проселочным дорогам и вне дорог следует проводить вблизи опор и поперек оси воздушной линии. При высоте машины и механизма в транспортном положении более 4,5 м проезд их под проводами должен быть согласован в каждом конкретном случае с владельцем воздушной линии.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
При падении провода на машину, если можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины и водитель находится в машине, то водителю это необходимо сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности водитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий. Водитель обязан сигналом тревоги привлечь внимание окружающих и сообщить, что транспортное средство находится под напряжением. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии для ее отключения.
Запрещается спускаться с транспортного средства (механизма) на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле, когда транспортное средство (механизм) находятся под напряжением.
Приближаться к такой машине на расстояние ближе 8 м запрещается.
Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда транспортное средство загорелось, то обслуживающий персонал должен его немедленно покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю соединив обе ноги и, при этом, не прикасаясь руками к машине. Затем следует удалиться от машины на расстояние не менее 8 метров, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их от земли и одну от другой. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии.
До прибытия специальной бригады не допускается приближаться к машине и принимать какие-либо действия по ее тушению, так как это может привести к поражению электрическим током.
Столинская районная энергогазинспекция