По сей день положения Конституции имеют приоритет над иными актами, а законодательные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной в ней процедуре. Поэтому ей сопутствует второе название – Основной Закон.
Конституция закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. 10 июля 1994 года после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А. Г. Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3 % граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А. Г. Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
В результате голосования 24 ноября 1996 года проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, поддержали 70,5 % от общего числа избирателей, за проект Верховного Совета – 7,9 % от общего числа избирателей.
Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.
На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев. Если в состав Верховного Совета входило 260 человек, то в современный двухпалатный Парламент – 174 (110 депутатов Палаты представителей и 64 члена Совета Республики).
Парламентская реформа существенно изменила законодательный процесс. Депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе, что позволило перевести основной объем законотворческой деятельности в постоянные комиссии Палаты представителей.
Законопроекты стали проходить через «двойное сито» экспертных проверок. Важным фактором сбалансированного развития белорусского государства выступили ежегодные послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами.
Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.
Александр БОБОЛОВИЧ,
депутат Палаты представителей
Национального собрания
Республики Беларусь