НОВОСТИ СТОЛИНА НАВIНЫ ПАЛЕССЯ
Search
Rate this post

По сей день положения Конституции имеют приоритет над иными актами, а законодательные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной в ней процедуре. Поэтому ей сопутствует второе название – Основной Закон.
Конституция закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. 10 июля 1994 года после сложной борьбы с пятью другими кандидатами Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А. Г. Лукашенко. Во втором туре его поддержали 80,3 % граждан, принявших участие в голосовании.
Однако, несмотря на то, что Президент являлся главой белорусского государства и главой исполнительной власти, ведущая роль в стране по-прежнему принадлежала парламенту.
С целью разрешения кризиса механизма государственного управления А. Г. Лукашенко обратился к народу, выступив инициатором внесения изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства.
В результате голосования 24 ноября 1996 года проект Конституции, предложенный Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, поддержали 70,5 % от общего числа избирателей, за проект Верховного Совета – 7,9 % от общего числа избирателей.
Принятие изменений и дополнений Конституции также повлекло существенное перераспределение полномочий между госорганами.
На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; обеспечения политической и экономической стабильности, преемственности и взаимодействия органов государственной власти; осуществления посредничества между органами государственной власти.
Вместо Верховного Совета был учрежден двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики.
В новом Парламенте были учтены интересы органов территориального самоуправления, обеспечено более полное представительство всех слоев общества, оптимизирована численность парламентариев. Если в состав Верховного Совета входило 260 человек, то в современный двухпалатный Парламент – 174 (110 депутатов Палаты представителей и 64 члена Совета Республики).
Парламентская реформа существенно изменила законодательный процесс. Депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе, что позволило перевести основной объем законотворческой деятельности в постоянные комиссии Палаты представителей.
Законопроекты стали проходить через «двойное сито» экспертных проверок. Важным фактором сбалансированного развития белорусского государства выступили ежегодные послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию, его регулярные встречи с депутатами.
Конституционная реформа выразилась также в повышении роли Правительства – Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за состояние и развитие экономики, социально-культурной и административно-политической сфер деятельности.
Был учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты).
Конституционный суд был включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора).
Таким образом, внесение изменений в Конституцию позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа.
Александр БОБОЛОВИЧ,
депутат Палаты представителей
Национального собрания
Республики Беларусь

Об авторе
admin
Показать все новости
Посмотрите последние новости этого автора
Победная Пасха

Победная Пасха

18 апреля, 2025
«Всецарица» прибудет на Столинщину
Одна жизнь – один шанс

Оставить комментарий

Похожие новости