В настоящее время в Республике Беларусь нефтепродукты со складов хранения на предприятия-потребители в основном доставляются автомобильным транспортом, где-то есть собственный транспорт, некоторые используют услуги сторонних организаций. Доставку нефтепродуктов на АЗС Беларуси осуществляют: РДУП «Белоруснефть-Транс», ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», ИООО «РН-Запад», ИООО «Газпромнефть-Белнефтепродукт» и другие. При выполнении этих перевозок необходимо руководствоваться требованиями Закона Республики Беларусь «О перевозке опасных грузов» от 6 июня 2001 г. № 32-З, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О вопросах перевозки опасных грузов и промышленной безопасности» от 2 июля 2021 г. № 376, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам перевозки опасные грузов» от 12 февраля 2014 № 117, «Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17 мая 2021 года №35, Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и других нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области перевозки опасных грузов.
Для обеспечения безопасности перевозки нефтепродуктов в автомобильных цистернах на предприятиях необходимо выполнять организационные и технические мероприятия, которые определены законодательством. Автоцистерны должны быть укомплектованы, иметь свидетельство о проверке организацией, имеющей действующий аттестат аккредитации, соответствовать установленным требованиям и зарегистрированы в Госпромнадзоре.
Приказом руководителя на предприятии назначаются специалисты, которые после прохождения специальной подготовки и получения соответствующего свидетельства несут ответственность за безопасную перевозку опасных грузов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Водители проходят подготовку в установленном порядке, после сдачи экзамена в Госпромнадзоре получают свидетельство на право перевозки опасных грузов в цистернах и после прохождения стажировки допускаются к управлению.
Часто причиной трагедий становится халатность этих специалистов, при проверке оборудования, емкостей и помещений для хранения, транспортных средств, пренебрежение к технике безопасности и нарушение установленных правил при перевозке.
При проведении надзорной деятельности инспекторами Госпромнадзора выявляются такие нарушения как: движение с превышением допустимой скорости, в условиях недостаточной видимости и плохого дорожного покрытия, движение в крупных населенных пунктах в часы пик, движение на не исправном транспорте, движение автоцистерн с не опущенной заземляющей цепочкой. Неужели водители не знают, какую опасность представляет собой статическое электричество? Оказалось, что знают, но, тем не менее, полагаются на пресловутое «авось пронесет».
Отсюда следует целесообразность использования систем спутникового наблюдения, позволяющих следить за движением опасных грузов, уведомлять об аварии с опасными грузами, отслеживать местоположение и скорость транспортного средства, перевозящего опасный груз, обнаружение его отклонения от запланированного маршрута.
Наверняка происшествий можно избежать, если водители, и специалисты ответственные за безопасную перевозку будут относиться к обеспечению безопасности перевозок опасных грузов с повышенной ответственностью.
Инциденты с цистернами так же происходят по причине целого ряда объективных факторов, таких как:
— образование взрывоопасной концентрации смеси паров нефтепродуктов внутри цистерн при наливе топлива;
— возникновение разряда статического электричества, послужившего возгоранию («хлопку») паровоздушной смеси из-за неисправности или обрыва цепи заземления;
— повышение внутреннего давления цистерн свыше допустимых значений из-за неисправности (несрабатывания) дыхательных клапанов.
Безопасность перевозок на сегодняшний день заключается не только в профессиональной подготовке специалистов и водительского состава, но и в самой автотранспортной технике. Предприятия, которые осуществляют перевозку опасных грузов периодически становятся перед выбором, какой транспорт необходим им сегодня для перевозки нефтепродуктов в цистернах. В связи с повышенными требованиями безопасности при перевозках нефтепродуктов, должны использоваться транспортные средства, которые отвечают требованиям безопасности.
Требования по безопасности обеспечивают следующие технические характеристики автоцистерн:
-автоцистерны изготавливаются из алюминиевого сплава, что повышает срок службы;
-на автоцистерны устанавливаются оптические датчики уровня против перелива нефтепродуктов при нижнем наливе;
-на автоцистерны устанавливается надежная система нижнего налива, которая при взаимодействии с электронной системой контроля дозы нефтепродуктов позволяет одновременно заполнять до 4-х секций разными нефтепродуктами;
-на автоцистерны возможна установка счетных устройств при сливе нефтепродуктов;
-на автоцистерны устанавливается автоматическая система рекуперации паров, которая ограничивает выброс в атмосферу паров продукта, образующихся в ходе заполнения и опорожнения цистерны;
-выпускной клапан, соединенный с огневым предохранителем, соединяет отсеки цистерны с атмосферой.
На безопасность перевозок нефтепродуктов особую роль играют технические характеристики самого автотранспорта:
-дисковые тормоза обеспечивают надежность торможения при экстренных ситуациях и по сравнению с тормозами барабанного типа снижают тормозной путь до 15%;
-пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода транспортного средства, надежность и удобство в эксплуатации;
-антиблокировочная система тормозов (АBC) и автоматическая система регулирования тормозных сил позволяет обеспечивать курсовую устойчивость транспортного средства и равномерное распределение тормозных сил при торможении всех колес в зависимости от полотна дороги;
-одной из самых важных задач при эксплуатации цистерн является правильный выбор грузовых шин. Должным образом подобранные грузовые шины обеспечат безопасную езду, существенно улучшат ряд технических характеристик: тормозные свойства, расход топлива, динамику разгона, управляемость, устойчивость и т.д. Так же важнейшим фактором обеспечения безопасности перевозок нефтепродуктов, является обновление парка специализированных транспортных средств, но все же самую главную роль играет, так называемый «человеческий фактор». К сожалению, не всегда соблюдение всех правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом является гарантией того, что перевозка будет осуществлена без происшествий. Это объясняется тем, что помимо автоцистерн с нефтепродуктами, на дорогах присутствуют и другие участники дорожного движения. Именно этот факт делает перевозку нефтепродуктов в автомобильных цистернах одной из самых рискованных на автомобильных дорогах.
Владимир Кривицкий, главный государственный инспектор отдела надзора Брестского областного управления Госпромнадзора.
Эдуард Дорошенко, ведущий государственный инспектор отдела надзора Брестского областного управления Госпромнадзора.
С уважением,
начальник управления И.Г.Калишук