Опубликованный документ четко определяет два приоритета: дальнейшая стимуляция спроса на электромобили и ускоренное развитие сети зарядных станций по всей стране.
- Для покупателей электромобилей: «зеленый» свет до 2028 года.
Самая важная для рядовых потребителей новость — льготы по НДС и инвестиционному налоговому вычету при покупке электромобиля продлены до 31 декабря 2028 года. Это дает рынку и покупателям долгосрочную уверенность и планируемый горизонт. Ранее многие эксперты и потенциальные владельцы опасались, что льготы могут быть отменены в ближайшее время, что сдерживало спрос. - Для зарядной инфраструктуры: преференции становятся бессрочными.
Еще более значимое изменение для бизнеса и государства — льготы по НДС для операторов зарядных станций при их установке и обслуживании теперь действуют на неограниченной основе. Это мощный сигнал инвесторам о том, что данное направление является государственным приоритетом на постоянной основе, что должно стимулировать частные инвестиции в создание сети. - Новый игрок на рынке зарядок и роль застройщиков.
В документе конкретизируются исполнители. РУП «Белтелеком» определен вторым государственным оператором (наряду с «Белэнерго»), который будет массово строить и обслуживать медленные зарядные станции мощностью до 44 кВт. Это означает, что сеть таких станций у домов, в офисных и торговых центрах будет расширяться ускоренными темпами.
Важную роль в этом должны сыграть застройщики. Им предоставлено право безвозмездно передавать установленные зарядные станции и необходимые электросети государственным операторам. Это решает проблему обслуживания и гарантийных обязательств, снимая с застройщиков долгосрочные расходы и делая установку зарядок в новых дворах и паркингах более привлекательной. - Отмена бесплатной парковки: баланс льгот.
В качестве «уравновешивающей» меры документ предусматривает отмену права на бесплатную парковку для электромобилей. Эта льгота, действовавшая ранее, была тактическим стимулом. Сейчас фокус смещается на системные меры: удешевление самого автомобиля и создание ubiquitous (повсеместной) зарядной инфраструктуры. Для владельцев это означает, что расходы на содержание электромобиля немного вырастут, но останутся несопоставимы с затратами на топливо для ДВС.
Полезный дополнительный контекст (для углубления статьи):
- Международный тренд: Многие страны ЕС также постепенно отменяют прямые субсидии на покупку электромобилей, смещая акцент на развитие инфраструктуры. Действия Беларуси в этом контексте выглядят логичным этапом эволюции поддержки.
- Что такое «инвестиционный вычет»? Для юридических лиц и ИП это возможность уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму затрат, направленных на приобретение электромобилей. Это прямой стимул для перевода корпоративных автопарков на электротягу.
- Почему именно «Белтелеком»? Компания обладает разветвленной инфраструктурой по всей стране (кабельные сети, обслуживающий персонал, биллинговые системы для оплаты), что идеально подходит для роли оператора массовых медленных зарядок.
Заключение:
Новый этап поддержки электротранспорта в Беларуси можно охарактеризовать как переход от точечных льгот для первых пользователей к системному построению экосистемы. Государство берет на себя создание базовой инфраструктуры через госкомпании и создает максимально благоприятные налоговые условия для бизнеса. Покупатели электромобилей получают уверенность в сохранении ключевых финансовых преференций на ближайшие 5 лет. Остается следить за тем, как «Белэнерго» и «Белтелеком» будут выполнять свою миссию по электрификации дорог страны.
