Приходится констатировать, что на сегодня в Беларуси определенная часть перевозчиков безответственно относятся к прохождению государственного технического осмотра. В спорах об экономии на дорожном сборе и насколько дешевле оплатить штраф за скобками остается главный аргумент необходимости осуществления данной процедуры в установленный срок: безопасность дорожного движения и сохранение человеческих жизней.
Работу по контролю за соблюдением периодичности прохождения государственного технического осмотра осуществляет и региональный отдел контроля автомобильного транспорта в г. Пинске филиала Транспортной инспекции по Брестской области (РОКАТ в г. Пинске), в зону ответственности которого входят Дрогичинский, Ивановский, Лунинецкий, Пинский и Столинский районы.
В настоящее время помимо осуществления контрольных мероприятий на линии, т. е. фактической проверки состояния и укомплектованности транспортных средств, все большее значение приобретает контроль с помощью сопоставления сведений, содержащихся в электронных базах данных. В распоряжении работников Транспортной инспекции, в числе прочих, имеется база данных о выданных разрешениях на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (пройденном государственном техническом осмотре). Доступ к данной базе данных осуществляется круглосуточно в режиме онлайн. С каждым месяцем увеличивается количество правонарушений в области транспортной деятельности, выявленных путем изучения информации, содержащейся в базах данных, без истребования от проверяемого субъекта дополнительных сведений и документов. Данная форма контроля неоднократно подтвердила свою эффективность.
По результатам проведенных контрольных мероприятий за 5 месяцев текущего года РОКАТ в г. Пинске к административной ответственности по статье 18.24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях привлечено 53 должностных лица, ответственных за допуск к участию в дорожном движении транспортных средств, имеющих неисправности, при наличии которых участие в дорожном движении запрещено, или не прошедших государственный технический осмотр. Санкция указанной статьи предусматривает штраф от четырех до шести базовых величин.
В случае осуществления лицензируемых видов автомобильных перевозок (в том числе международных) с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении, действия автомобильного перевозчика квалифицируются как грубое нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. За описанные грубые нарушения законодательства о лицензировании субъектам хозяйствования, помимо значительного штрафа, может грозить принятие решения о приостановлении действия специального разрешения (лицензии).
Н. А. Степанюк,
начальник РОКАТ в г. Пинске