Подведены итоги поступления и трудоустройства выпускников школ района. Общая динамика поступления радует. Однако есть нюансы, над которыми стоит поработать.
Главный специалист отдела по образованию Елена ОРДАШЕВСКАЯ поделилась цифрами распределения выпускников.
В 2020 году аттестат об общем среднем образовании получили 685 выпускников 11-х классов. Занятость их составляет 94,3 % (646 выпускников; в 2019 году – 93,8 %), из них продолжили обучение в ВУЗах, ССУЗах, ПТО – 629 (92 %) человек, в том числе 1 (0,1 %) – продолжил обучение за пределами Республики Беларусь, 7 (1 %) – продолжили обучение на подготовительных курсах, 9 (1,3 %) – трудоустроено, 1 (0,1 %) – замужем и 1 (0,1 %) – выбыл за пределы Республики Беларусь.
Радует и огорчает
Радует, что на протяжении последних пяти лет наметилась положительная динамика по занятости и продолжению образования: 2016 год – 87,3 %, 2017 год – 89 %, 2018 год – 92,7 %, 2019 год – 93,8 %, 2020 год – 94,3 %.
Однако есть моменты и для огорчений, несмотря на прогресс. По Ольшанским средним школам в этом году из 95 выпускников продолжили обу-чение или трудоустроились, определились 64 человека, или 67,4 % (2016 год – 39,4 %, 2017 год – 51,3 %, 2018 – 69,5 %, 2019 – 71,5 %). Количество занятых домашним подсобным хозяйством продолжает оставаться высоким, в том числе по Ольшанской средней школе №1 – 42,6 %, по Ольшанской средней школе № 2 – 22 %. Это, к сожалению, один из худших показателей не только в районе, но и в области.
В ВУЗы – больше
Показатель поступления в 2020 году выпускников в высшие учебные заведения в сравнении с прошлым годом увеличился и составляет 42,9 % (2019 год – 39,3 % 2018 год – 35,4 %, 2017 год – 37,6 %, 2016 год – 39,6 %).
В лидерах
Лидерами по поступлению учащихся в высшие учебные заведения остаются Столинская государственная гимназия (79,3 %) и средняя школа № 2 г. Столина (78,4 %). Высокий процент поступления в ВУЗы показали выпускники средней школы №.1 г. Давид-Городка (75 %), Хотомельской (75 %), Видиборской (71,4 %) средних школ, средней школы № 2 р. п. Речица (62,5 %) и других.
В 2020 году в средние специальные учреждения образования определились 245 (35,8 %) учащихся (в 2019 году – 33,1 %, в 2018 году – 36,2 %, в 2017 году – 34,8 %, в 2016 году – 28,6 %). Профессионально-техническое образование получают 90 (13,1 %, в 2019 году – 19,7 %, в 2018 году – 21 %) выпускников.
После 9 класса
9 классов окончили 1053 учащихся, из них продолжили обучение или трудоустроились (определились) 99,9 %, в том числе в десятых классах – 705 человек, или 67 % (2019 – 67 %, 2018 – 71,8 %, 2017 – 77,1 %), 247 (23,5 %, 2019 – 22,9 %, 2018 – 20,3 %, 2017 год – 13,1 %) стали учащимися средних специальных учебных учреждений, в т. ч. 1 учащийся продолжил обучение за пределами Республики Беларусь, 94 (8,9 %, 2019 – 9,4 %, 2018 – 7,9 %, 2017 – 9,1 %) – выбрали профессионально-техническое образование, трудоустроились – 5 (0,5 %) человек, 1– находится в декретном отпуске, и 1 (0,1 %) – занят домашним подсобным хозяйством.
Со всеми учащимися, которые не определились, а также с их родителями проведены индивидуальные беседы классными руководителями и руководством школ о необходимости продолжения образования. Индивидуальная работа с этими учащимися проведена и учреждениями профтехобразования области и района.
Тесное сотрудничество и взаимосвязь с учебными заведениями обеспечило заключение договоров по проведению мероприятий профориентационной направленности с 10 учреждениями района, в т. ч. Ольшанские средние школы №.1 и № 2 заключили договоры о сотрудничестве с 6 учебными заведениями республики.
Аграрное направление
В школах был сделан акцент на пропаганду аграрного нап-равления, в результате чего в новом учебном году в 7 учреждениях открыты 12 профильных групп.
В 2020 году после 11 классов на сельскохозяйственные специальности поступили 145 выпускников, из них в высшие учебные заведения – 31 выпускник (2019 год – 8 человек), в т. ч. на специальности: агрономия – 16 чел., зоотехния –7 чел., ветеринария – 2; в средние специальные – 24 (2019 год –19), в т. ч. на специальности: агрономия – 4 чел., зоотехния – 5 чел., ветеринария – 2; профессионально-технические – 90, в том числе в Столинский ГЛСХП – 44 чел.
После 9 класса на сельскохозяйственные специальности поступили 134 выпускника, из них в средние специальные заведения 40 (в т. ч. на специальности: агрономия – 6 чел., ветеринария – 6), профессионально-технические – 94, в т. ч. в Столинский ГЛСХП – 24 чел.
Формирование склонностей и профессиональных интересов детей осуществлялось и через организацию трудовой деятельности, т. е. через общественно полезный труд, начиная с 3 класса. Также в июне-августе 2020 года в учреждениях образования района была организована временная трудовая занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в рамках вторичной занятости 98 учащихся из 11 учреждений общего среднего образования.
Самое главное
Таблица, которую вы видите на этой странице, – это показатель. Однако за этими цифрами стоят реальные судьбы детей. И каждую из них надо рассматривать в отдельности. Не вижу ничего страшного, если ребёнок, не пройдя на бюджет, стал учащимся подготовительных курсов или вместо ВУЗа стал учащимся ССУЗа, после окончания которого нацелен получить высшее образование. Самое основное, самое главное – это чтобы каждый выпускник школы был Человеком, выбрав нужный и правильный жизненный путь, в котором он сможет реализоваться как специалист, человек, семьянин.
Татьяна СЕГЕН