Звание «Молодой человек 2022 года» в области образования и науки присвоено учителю иностранного языка и руководителю по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 2 г. Столина
Вячеславу Онискевичу.
Чуть больше года назад военные руководители вернулись в школу. По сути, за это время специалисты сами прошли курс молодого бойца. Познакомились с детьми, определили для себя фронт работы, стратегию и подходы. Задача перед ними непростая: воспитать любовь к Родине у поколения «ТікТока» и «Инстаграма». Уроки для галочки не пройдут.
Вячеслав Онискевич к насущному вопросу подходит очень серьёзно.
– Подход такой: не просто выучите такой-то параграф на такой-то странице, а пойдёмте, ребята, сегодня в музей, а завтра – пообщаемся с ветеранами, – рассказывает Вячеслав. – Когда шёл на первое занятие, понимал: детей надо увлечь. Поэтому говорю о личном. Вспоминаю свои армейские дни.
Пожалуй, главное требование для военрука – опыт военной службы. Ведь они проводят допризывную военную подготовку, сборы, готовят парней к армии. Без личного примера молодёжь не впечатлишь, уверен наш герой.
Вячеслав родом из аг. Струга. Вырос в многодетной семье. Мама – работник местного детского сада, отец работал на пункте пропуска Верхний Теребежов. Двое братьев – также в погонах. После окончания школы поступил в Барановичский государственный университет на факультет Славянских и Германских языков. Свой педагогический путь начинал со Столинской гимназии, но буквально через три месяца ушёл в армию. Военную службу проходил в Минске, в войсковой части 5448.
– Служба в армии – это обязанность или желание?
– Прежде всего – это долг гражданина перед своей Родиной. Она у нас одна, и мы должны её беречь и ценить. А к долгу стоит подходить ответственно – нужно понимать, как устроена государственная власть, какие процессы происходят в мире, как их анализировать, как воспринимать информацию и уметь отсеивать «мусор». Всю суть идеологии нашего государства можно описать первыми строками нашего гимна. Поэтому в нынешних условиях очень важно сохранить тот островок мира и безопасности, которым является наша страна.
– Вячеслав Владимирович, а с чего для Вас начинается Родина?
– …с моста на Стругу, – шутит педагог. – Для меня Родина начинается с себя! С моего отношения к окружающему миру. Я знаю, ради чего живу, чего хочу, в чём могу развиваться и прилагаю все свои усилия, чтобы это приносило пользу. И стараюсь своим примером показывать это ученикам. Поэтому начинать нужно с себя – станешь лучше ты, станет лучше Родина.
– Так всё-таки, как научить и сохранить в детях это чувство патриотизма?
– Это чувство изначально заложено в голове каждого из нас. Главное – научиться поддерживать и подпитывать его. Каким бы человек не был богатым, в какой бы стране не жил – вернувшись в родную деревню, в нём проснётся чувство – «Это моё, родное!». Главное донести до человека, что место, где ты родился, ты же сам и можешь улучшить. Чтобы цель молодого поколения была не уехать в другую страну, а быть полезным именно здесь.
– Если говорить о Столинщине… Назовите три ассоциации, связанные с нашим районом?
– Люди! Наши полешуки отличаются от жителей других районов.
Качество! Трудолюбие наших людей восхищает, и то, как усердно и качественно мы приспосабливаемся и находим выходы из разных ситуаций, – менталитет сильного народа.
Будущее! Думая о Столинщине, я вижу счастливое будущее. Верю, что наш район будет ещё больше процветать.
На руководителей по военно-патриотическому воспитанию возложены непростые задачи: формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Проводится профориентационная работа с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования. Стандартных рецептов для решения этих задач – нет. У детей необходимо пробудить интерес. Поэтому уроки мужества, дни воинской славы, встречи с ветеранами, оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, военно-спортивные игры, спартакиады допризывной молодёжи – отличные варианты.
– В современном мире не все родители объясняют детям, что значит слово Родина, и какую ответственность каждый гражданин несёт перед ней. В сети Интернет, где подрастающее поколение проводит много времени, эта тема вообще никак не освещается. Точнее освящается, но детям интереснее полистать «ТікТок». Получается, что школьники находятся в информационном вакууме. Моя задача, как руководителя военно-патриотического воспитания, – восполнить недостающие знания у детей и привить им чувства любви и ответственности. Ведь именно от этого зависит не только каким гражданином вырастет ученик, но и как он будет относиться к семье и людям в общем. Изначально нужно учить детей стремиться нести пользу своей стране, – отметил педагог.
– Так в чём проблема поколения?
– В том, что мы недостаточно развиваем чувство ответственности в детях за себя, семью, свои поступки, слова и прочее. Спрос, конечно, больше на мужской пол. Мужчины перестают быть мужчинами! С детства учатся избегать ответственности, перекладывают её на чужие плечи. Родители так оберегают своё чадо, что пытаются решить все его проблемы сами. А нужно предоставлять детям больше возможностей быть самостоятельнее и принимать «удары» на себя. Вот поэтому молодёжь и выступает сейчас за свободные отношения, а не семью. Все эти «чайлдфри» и прочие – всё от того, что молодое поколение не хочет брать ответственность даже за себя, не говоря уже о других.
Главная цель – воспитать детей патриотами, сформировать их личности. И лучше всего это делать, по мнению нашего педагога, в непринуждённой обстановке. Поэтому основной акцент в своей работе Вячеслав делает именно на манеру общения с молодёжью. Важно разговаривать со школьниками на одном языке – понятном и простом. Дать возможность поучаствовать в дискуссии и высказать своё мнение.
Увидеть воочию, как воспитывается патриотизм, мы можем в музее имени командира 2-й партизанской бригады особого назначения Степана Павловича Каплуна, которым и руководит Вячеслав. На протяжении всего Года исторической памяти школа проводила колоссальную поисковую работу, а в сентябре музей открыл свои двери для посетителей. Теперь не только школьники, но и гости нашего города с удовольствием его посещают.
На этом работа не заканчивается. Ведь теперь вынашивается идея создания нового музея-выставки военной техники. А раз дети проявляют инициативу – значит военно-патриотическому воспитанию в школе уделяется должное внимание.
– Работа с детьми приносит мне удовольствие, – делится Вячеслав. – Мне предлагали остаться в армии, работу в милиции, но это всё не то. Мне нравится применять свои знания и передавать их детям. Когда вижу, что от моих усилий у них, хоть немного, но развивается любовь к родному краю – горжусь. Особенно радует отношение малышей. Старшеклассникам, которые уже нагляделись, наслушались, – нужно многое объяснять, а моментами переубеждать в определённых фактах. А младшие сразу подхватывают. Каждая учебная неделя в школе начинается с поднятия флага и исполнения гимна. Когда слышу, как его поют малыши – сердце замирает. Я смотрю на них и думаю: «Вот то самое поколение! Мы их вырастим должным образом, и однажды они вернутся и будут преданны Столинщине». Поэтому верю, что мы сейчас воспитываем настоящих патриотов.
Надежда ГРЕЧКО
Фото автора