Направленность социальная
10.09.2024
165
0
27.08.2024
217
0
Не верится, что на календаре только конец августа, а уборка кукурузы на силос у аграриев в полном разгаре. И неудивительно, так как повсеместно «царица полей» набирает всё больше желтоватого оттенка. Хотя по срокам должна быть ещё зелёной.
– Еще неделька – и можно уже на зерно убирать, – сетует заместитель директора ОАО «Новая Припять» Иван Лемеза. – Такой ранней уборки кукурузы, наверное, и не было никогда. Сказалась длительная засуха и рекордная жара. Сначала кукуруза показала хороший рост, но потом остановилась. Это ещё нужно учитывать, что культура одна из наименее привередливых к высоким температурам.
Чтобы убедиться в словах молодого заместителя, проехали с ним в поле за Семигостичами, где работали два кормоуборочных комбайна и шесть автомобилей на отвозке. Только съехали с подсыпной щебёночной дороги, разделяющей полевые карты, пыль под колёсами поднялась настолько сильно, что сзади ничего видно не было. И это после легкового автомобиля. О пылевом следе, оставляемом большегрузным «МАЗом», и говорить не приходится. Чернота такая, как на пожаре.
– Земля как порох, – говорит Иван Лемеза. – Прогуляться по такому сейчас минут 30 – и за шахтёра можно сойти. Представьте, каково приходится механизаторам и водителям. К тому же временами происходят небольшие поломки, которые устранять в поле в жару вдвойне сложнее.
Ближе к полудню 26 августа столбик термометра уверенно брал планку в 30 градусов по Цельсию. А труженики ОАО «Новая Припять» уверенно преодолевали стройные ряды кукурузы, которая в большинстве радует, но не везде.
– Есть поля, где урожайность доходит и более 350 центнеров с гектара, продолжает заместитель директора Иван Лемеза. – Радует, что таких полей большинство.
Из 19,5 тысяч гектаров кукурузы на силос в районе на долю ОАО «Новая Припять» приходится 3,2 тыс. га. А это практически шестая часть. Убрано 290 га, получено более шести тысяч тонн зелёной массы при урожайности 209 ц/га.
В хозяйстве уже не впервые посеяны районированные гибриды, используют проверенные сорта, которые из года в год демонстрируют отличный результат. Фирмы, которые занимаются поставкой высококачественных семян кукурузы, учитывают особенности почв, их балльность, погодные условия самого южного региона Беларуси, а также целевое направление: на зерно или зелёную массу на силос.
Кроме того, урожайность предопределяет и своевременный вывоз на поля органики, и внесение минеральных удобрений. На результатах сказывается и постоянный уход за культурой – это и подкормка, и химпрополка. Нарушишь технологию и сроки – хорошего результата не жди. Особенно важно не упустить это в самом начале формирования стебля, когда закладывается вся база. Понятное дело, что на больном и чахлом растении хорошего початка не вырастет.
Во время нашей беседы с Иваном Лемезой на поле образовалась какая-то заминка. Кормоуборочный комбайн стоял без движения, вокруг остановились «МАЗы», а мужчины, подняв капот агрегата «Krone», что-то обсуждали. Сразу становится понятно – поломался. Ехать – едет, но убирать тяжёлую массу кукурузы не может
– Возможно, гидравлика страдает, – предположил один из водителей. – Может, попробуем подручными средствами устранить?
– Да что ты тут устранишь? – возмущается опытный механизатор Михаил Андрейчук. – Это в нашем агрегате можно «деревяшкой заткнуть» и дальше работай, пока запчасть не подвезут. В противном случае только на мехдвор ехать.
К счастью, небольшую поломку удалось устранить в течение часа – необходимая запчасть была в наличии, которую привёз главный инженер Александр Андрейчук. Оказалось, что он – сын этого механизатора и пришёл в ОАО «Новая Припять» по стопам отца, который здесь с 1991 года. Оба – родом из Семигостичей.
– Пришёл в хозяйство я сразу после армии, – говорит Андрейчук-старший. – Тогда ещё было отдельное хозяйство в нашей деревне. Потом присоединили к Ольшанам. Понятное дело, мы, работники, сразу немного негодовали, какую-то ревность испытывали. Но, как показала практика – тогда это было единственно правильное решение. С тех пор и работаю здесь на различной технике. Рад, что по моим стопам пошёл мой сын, который выбрал эту нелёгкую стезю.
– Когда я был ещё совсем пацаном, то часто бывал с отцом в поле, – подключился к беседе Андрейчук-младший. – Наверное, у многих мальчишек в детстве есть тяга к технике. Нравилось смотреть на работу комбайнов, тракторов. Потом нравилось уже ездить на них. Думаю, что это и сыграло определяющую роль в выборе профессии. Нельзя полюбить то, чего не видишь или не ощущаешь.
После окончания Белорусского государственного аграрного технического университета, и получив диплом инженера, молодой специалист пришёл на работу в ОАО «Новая Припять». Начинал механиком, а уже несколько месяцев в должности главного инженера. Как видим, и здесь ставку делают на молодёжь. И она не подводит!
После нескольких проходов кормоуборочных комбайнов подошло время обеда. Доставка горячей пищи – сразу в поле! Но работа в одночасье не останавливается – кто раньше закончил, тот первым обедает и таким же образом первым начинает.
Следует отметить, что в каждом хозяйстве района позаботились о тех, кто занят на кормозаготовке весь световой день. Для них организовано горячее питание, большую часть стоимости которого возмещают сельхозпредприятия.
В ОАО «Новая Припять» в период уборочной кампании организовывается двухразовое питание по желанию механизаторов, а в период заготовки кормов или сева – одноразовое. Стоимость обеда чисто символическая – 2,5 рубля. И большинство механизаторов с удовольствием пользуются этой опцией, так как кормят «как дома», да ещё и с доставкой. А ещё одним плюсом к выбору данной опции стало то, что в этом году столовая сельхозпредприятия, базирующаяся в г. Давид-Городке, была признана лучшей в районе.
Вчера убирали кукурузу на силос не только в районе д. Семигостичи, но и возле аг. Ольшаны, где расположены три наиболее продуктивные молочнотоварные фермы хозяйства. Так сказать, оплот экономической стабильности – «Лодыч», «Семигостичи» и «Цегельня». Именно здесь размещены самые вместительные силосно-сенажные траншеи, где работа так же кипит. В активной фазе заготовки кормов задействованы четыре кормоуборочных комбайна и около двух десятков автомобилей и тракторов на отвозке.
Хорошую продуктивность показывает молодой тракторист-машинист Владислав Пенчик, который на энергонасыщенном тракторе «Беларус-3022» за один рейс перевозит около 22-23 тонн зелёной массы. Повстречали молодого механизатора как раз после выгрузки на ферме «Семигостичи»:
– Жара такая, что трактор быстро нагревается, – говорит Владислав. – Радиатор быстро забивается пылью, и не так охлаждается двигатель. Напасть какая-то с этой жарой, в поле пыль столбом, ничего не видно. Буду смотреть по ситуации и если уже будет критично, то поеду на мехдвор. Но денег заработать хочется же.
Сейчас у аграриев одной проблемой больше – нужно и корма заготовить, которых никогда не бывает много, и технику не угробить на жаре. А это всё отражается на себестоимости конечной продукции – молока. Поэтому и вынуждены работники полей искать золотую середину. Но, как уверили в ОАО «Новая Припять», резервов пока достаточно, чтобы пережить незаметно любую поломку.
В завершение нашей небольшой поездки по полям ОАО «Новая Припять» ходом заготовки кормов поделился и директор Андрей Засимович:
– Кукурузу на силос важно не только убрать в лучшие агротехнические сроки, что мы сейчас и делаем, ориентируясь на погодные условия и степень созревания, но и обеспечить надлежащее качество корма, который будет использоваться длительное время. Качество силоса зависит от таких технологических параметров, как уборка кукурузы в оптимальные фазы вегетации, правильная заготовка сырья (измельчение, укладка и трамбовка массы), а также надлежащая герметизация силосных траншей. На всех этапах заготовки кормов работу контролируют наши специалисты, выезжая на места, помогают в организации работы и строгом соблюдении технологии.
Александр НИКИФОРЕНКО
Фото автора
Обсуждение
Читайте также
Направленность социальная
10.09.2024
165
0
«Беларус» не хуже «Ламбы»
06.09.2024
347
0
Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!
03.09.2024
417
0
Беларуская мова – матчына мова
30.08.2024
225
0
Современные технологии ремонта кузова: от мелких дефектов до сложных деформаций
23.08.2024
108
0
Любовь к детям и профессии
23.08.2024
235
0
Для отправки комментария Вам необходимо войти или зарегистрироваться.