На вопросы наших читателей и корреспондента «НП» отвечает заведующая отделением скорой медицинской помощи, врач-терапевт высшей квалификационной категории – Ольга Семёновна ВАБИЩЕВИЧ (на снимке).
– Ольга Семёновна, только ли по телефону 103 можно вызвать скорую помощь?
– Не только по телефону. В Столинском районе вызов бригады СНМП осуществляется и по телефону единой диспетчерской службы «103» и при посещении пациентом или иным лицом отделения скорой неотложной медицинской помощи (СНМП) или при обращении к бригаде СНМП; и по прямым линиям связи с оперативными службами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
– Телефонные разговоры с диспетчером записываются? Кто решает, к какому пациенту ехать в первую очередь?
– Да, при приеме вызова бригады фельдшером по приему вызовов службы СНМП по телефону одновременно проводится автоматическая запись телефонного диалога, которая хранится 45 дней.
Фельдшер регистрирует его на бумажном носителе и определяет приоритет обслуживания вызова.
Приоритеты вызова бригады скорой помощи подразделяются на экстренные, срочные и неотложные.
К экстренным относятся потеря пациентом сознания; сыпь с высокой температурой у детей; отравление пациента химическими веществами или лекарственными средствами; повешение, утопление; обширный ожог; глубокие и обширные раны; судороги; острые нарушения дыхания; чрезвычайная ситуация; дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими; электротравма; пожар; падение с высоты выше собственного роста.
Экстренный вызов бригады СНМП передается фельдшером по приему вызовов службы свободной бригаде не позднее 4 минут с момента его регистрации.
К срочным вызовам относятся нарушение ритма сердца (аритмия); сердечный приступ; приступ астмы; травма; инородное тело; кровотечение (желудочно-кишечное, маточное, носовое); отморожение; роды; внезапные нарушения двигательной активности. Срочный вызов передается фельдшером по приему вызовов службы СНМП свободной бригаде не позднее 15 минут с момента его регистрации.
К неотложным вызовам относятся значительное изменение артериального давления; аллергия; головная боль; боль в животе, спине, грудной клетке; гемофилия; неадекватное поведение; почечная колика; рвота; сыпь; высокая температура (если температура не снижается пероральными лекарственными средствами); острая задержка мочи; пищевые отравления; внезапное изменение поведения у ребенка до 1 года; обезболивание; транспортировка пациента по вызову, принятому от медицинского работника. Неотложный вызов бригады может быть передан фельдшером по приему вызовов свободной бригаде либо в амбулаторно-поликлиническую службу во время ее работы не позднее 1 часа с момента регистрации вызова.
При поступлении обращения для вызова бригады скорой помощи, не относящегося к вызовам бригады скорой неотложной медицинской помощи, фельдшер по приему вызовов дает пациенту рекомендации, куда необходимо обратиться за получением медицинской помощи.
При необходимости дальнейшего медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента после оказания ему медицинской помощи информация по поводу вызова бригады в рабочие дни в течение суток передается в амбулаторно-поликлиническую службу фельдшером по приему вызовов.
– У нас есть вопрос от читателя, который интересуется: почему к нему ехала скорая помощь из Столина, а не из Давид-Городка, где он живёт? В итоге пришлось дольше ждать…
– Если в зоне Давид-Городка отсутствует машина, то фельдшер по приёму вызовов имеет право вызвать машину с любого близлежащего поста или полупоста. На машинах скорой помощи есть навигаторы, всё контролируется и, поверьте, умышленной задержки быть не может.
– Ещё один вопрос от жительницы Туров, которая обратилась в скорую помощь, но к ней не приехали…
– Я знаю, о ком идёт речь. Этой женщине требовалась плановая госпитализация и она рассчитывала, что в больницу её должна доставить скорая помощь, но скорая помощь для этих целей не предназначена.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее про функции, которые скорая помощь НЕ выполняет в соответствии с инструкциями?
– Служба скорой неотложной медицинской помощи не осуществляет перевозку на плановую госпитализацию; не назначает дальнейшего (после оказания СНМП) лечения пациентам; не оказывает медицинскую помощь пациентам по назначению врачей-специалистов других организаций здравоохранения (кроме введения обезболивающих средств пациентам с онкологическими заболеваниями в нерабочее время амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения). Мы не выдаём листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности пациентам; не делаем выписку рецептов на лекарственные и наркотические средства, психотропные вещества; не осуществляем медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ и состояния опьянения; транспортировку трупов (за исключением умерших в автомобиле СНМП).
– Ольга Семёновна, сколько в среднем вызовов регистрируется за сутки? Сколько бригад обслуживают территорию района? Какова примерная стоимость одного вызова?
– Сейчас, зимой, за сутки мы принимаем 56-60 вызовов. В УЗ «Столинская ЦРБ» в отделении скорой неотложной медицинской помощи работают 7 бригад, из них 1 врачебная и 6 фельдшерских (в расчете 1 бригада на 10 582 человека). Обслуживаемое население — 73 216 человек. Круглосуточно работают 4 бригады: две – в Столине, одна – в Давид-Городке, одна – в Ольшанах. Кроме того, имеются полупосты СНМП, которые работают в ночное время, праздничные и выходные дни по 0,5 бригады в таких населённых пунктах, как Ольгомель, Рубель, Бережное, Речица, Радчицк. Вызова обслуживают 10 машин санитарного транспорта.
В 2019 году планируется обновление санитарного транспорта. Служба полностью укомплектована фельдшерами, врачебная бригада не полностью укомплектована врачами.
В 2018 году выполнено 19 758 вызовов скорой помощи, а это 270 вызовов на 1000 населения.
– По каким причинам чаще всего вызывают скорую помощь у нас в районе?
– В структуре вызовов на первом месте болезни системы кровообращения – это 52,8 процента от общего количества, из них по поводу артериальной гипертензии 5 630 вызовов, инфаркт миокарда – 54, инсульт 239, нестабильная стенокардия — 14. И 482 выезда по поводу констатации смерти.
– Что нужно делать, чтобы скорая помощь приезжала реже, а лучше не приезжала вовсе?
– Человек – хозяин своего здоровья. Важно беречь его смолоду и следить за ним в течение всей жизни. Хочется обратиться к пациентам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, особенно артериальной гипертензии (по статистике это каждый четвертый житель Беларуси!). Нужно вести здоровый образ жизни, принимать на постоянной основе гипотензивные препараты, проходить диспансерный осмотр, регулярно выполнять рекомендации лечащего врача, пройти учебу в школе артериальной гипертензии, которая существует в поликлиниках Столина и Давид-Городка, уметь оказать себе первую помощь при ухудшении состоянии здоровья… Помните, что такие осложнения, как инфаркт миокарда, инсульт, нарушение сердечного ритма зачастую вы сами можете предупредить.
– У вас есть какие-то пожелания-замечания к пациентам и их родственникам, которые ожидают скорую помощь?
– Пожелания простые: облегчить доступ к пациенту. Например, привязать собаку, освободить подъезд к дому, следить за тем, чтобы на доме были название улицы и нумерация дома, а если их нет – выйти встретить бригаду здоровому члену семьи… Такие, на первый взгляд, мелочи тратят драгоценное время.
– Спасибо за интервью!
Лилия ГУЩА
Фото
автора
Инфографика
Наталии ЦЕЦЕРСКОЙ