По дороге из школы обязательно забегала к бабушке и дедушке. Их дом был на улице Горынской в Столине. Неприхотливое убранство комнат, как говорится, не хуже и не лучше, чем у других. На полу добротные половики-дорожки, в одной из комнат большой основательный стол и такой же шкаф с зеркалом, а на стене за стеклом в тёмно-коричневой рамке фотографии. На одной из них молодой мужчина в военной форме польского образца. Бабушка тогда рассказывала, что это кто-то из родственников, погибший при службе в польской армии. Сейчас, к сожалению, уже не вспомню подробностей. А жаль… Насколько ценными были те рассказы наших бабушек и дедушек о событиях за польским часом! И если уж честно, то в двенадцатилетнем возрасте я и не придавала им большого значения.
Более того, многие из нас, будучи уже взрослыми людьми, не могли и предположить, что в 2021 году именно этот период жизни «западэнцаў», как называли жителей Столинщины, будет в центре внимания не только в Беларуси. А установление 17 сентября государственным праздником – Днём народного единства – вызовет бурю возмущения в определённых кругах.
Кто думал, что белорусам придётся доказывать, что мы выстрадали этот праздник, мы его заслужили, мы за него боролись. Историю нельзя переписать. И это должно быть понятно всем и каждому. Тем более, что есть и документы, и свидетельства, и подтверждённые факты о жизни белорусов в составе Польши.
Хотелось бы напомнить некоторые из них и жителям Столинщины. Итак, 1921 год – Рижский договор, разделивший Беларусь между РСФСР и Польшей. К последней отошла значительная часть белорусских земель, в том числе и Столинщина. Согласно архивным данным 1929 года, в Столинской округе жили 107 355 человек. Из них 75 459 – белорусы, 14 807 – украинцы, 11 311 – евреи, 4 439 – поляки, 974 – русские и 345 – других национальностей. Как видно, цифры говорят сами за себя. И при этом белорусы в большинстве своём – в прямом смысле слова – были практически бесправными людьми в полном подчинении поляков.
В экономическом развитии Столинская округа была наиболее отсталой «на крэсах усходніх». Если говорить о распределении трудоспособных граждан, то 89,4 процента занимались сельским хозяйством. Не выделялся развитой промышленностью и Давид-Городок. По данным на 1938 год, общая площадь округи была 512 710 га. Под сельскохозяйственные земли использовалось только 181 350 гектаров. Большая территория – 160 797 га – леса и болота. И мелиоративные работы проводились в недостаточном масштабе.
В 1920 – 1930-х годах для быстрейшей колонизации земель Западной Беларуси и включения их в экономическую инфраструктуру Речи Посполитой правительство постоянно открывало помещикам «крэсаў усходніх» различные преференции. Им давали лучшие земли, льготные кредиты на строительство и покупку скота и т. д. Самым крупным землевладельцем Столинщины был Кароль Николай Радзивилл. Главным его богатством были леса.
Земельная реформа в Польше привела к тому, что все земли, что раньше принадлежали сельчанам, подверглись так называемой хуторизации. Так, большинство селян получили от 2 до 5 га земли и были отселены на хутора. Этот процесс привёл к росту малоземельных и безземельных.
Что касается системы образования, то польские власти ввели в Западной Беларуси обязательное школьное образование. Все дети от 7 до 14 лет должны были посещать школу и учиться на польском языке. Был, конечно, закон, что формально разрешал открывать национальную школу. Но любая попытка встречала сопротивление и непреодолимые препятствия со стороны местных властей. И всё из-за того, что это противоречило взятому руководящими кругами Польши курсу на полонизацию присоединённых территорий. В школах были созданы две молодёжные общественные организации – «Юные стшэльцы» и Союз харцеров. И они пропагандировали сугубо польскую культуру, язык и идеалы.
Конечно, есть много интересных исторических примеров о жизни белорусов в те времена. Но рефреном проходит одно: о равноправии речи даже не шло. Да, были разные моменты. Где-то и белорусы занимали определённые должности, но опять же, только мелкие.
Одно только то, что страну можно было запросто взять и разделить, уже говорит о том, что никто с белорусами не считался, что ни о какой независимости и самостоятельности не шло речи. И если спроецировать этот момент на 2020 год и августовские события, то, наверное, именно такая участь и ждала Беларусь. Хотя категория «делителей» в какой-то части изменилась, но тема о возвращении «усходніх крэсаў» звучала не раз.
Так что неспроста у нас Год единства и 17 сентября – новый государственный праздник – День народного единства.
С уважением –
Елена КЛИМУШКО