НОВОСТИ СТОЛИНА НАВIНЫ ПАЛЕССЯ
Search
Rate this post

В конце июня прошлого года в районе р. п. Речица велись раскопки. Поисковики из столицы, представители власти, разных организаций и местные жители стремились разгадать тайну полесской земли.

В ходе поисковых работ были обнаружены фрагменты двигателя, техническая шильда с номером самолета, дюралевые фрагменты фюзеляжа, кислородные баллоны, костные останки членов экипажа, пулемёт ШКАС и пистолет ТТ. В результате судмедэкспертизы было установлено, что костные останки являются частями скелета двух человек.
Началась работа над установлением хронологии событий тех дней и выяснением экипажа самолёта, который вернулся с боевого задания лишь в 2019 году. Методист по охране историко-культурного наследия отдела культуры райисполкома Александр МАРУШКО рассказал, что Музеем военной истории Республики Беларусь, райисполкомом направлялись запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, Центральный музей ВВС Российской Федерации и иные организации.

Ожившие страницы истории
По номерам двигателя удалось установить, что в июле 1944 года на этом самолёте на боевое задание вылетал экипаж гвардии младшего лейтенанта Анатолия Игошина. Но версия подвергалась сомнению из-за номера на шильде, который не совпадал с тем, что значился в документах.
Дополнительно была получена информация о том, что в журнале боевых действий 20 гвардейского бомбардировочного авиаполка за 1943-1945 годы значится, что «с 8 на 9.7.1944 задача: уничтожить эшелоны и разрушить ж. д. пути на ж. д. станции: «Белосток»; … потери: 1эк. Игошин, Абрамов, Филатов, Кирколенко с б/з не возврат. после радиогр. 0058 «Задачу выполнил»».
В журнале учёта потерь материальной части Авиации дальнего действия за 1944 год указано, что в ночь с 8 на 9 июля самолёт Ил-4 (летчик Игошин) 20-го гвардейского авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия не вернулся с боевого задания. В 00.58 летчик донес, что задание выполнено. Был сбит на обратном маршруте, упал в 10 километрах западнее города Столина на линии фронта. Лётчик и штурман выбросились на парашютах, летчик погиб, штурман прибыл в часть. Судьба стрелка и радиста не известна.
Также из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации поступили сведения об экипаже. Лётчик – гвардии младший лейтенант Анатолий Игошин родился в 1922 году в д. Крутая Шаблинского района Кировской области. В Красной Армии служил с мая 1941 года. Погиб при выполнении боевого задания 9 июля 1944 года и похоронен на поляне леса северо-западнее Столина. Штурман – гвардии лейтенант Михаил Абрамов родился в 1923 году в с. Благодарное Отрадненского района Краснодарского края. Погиб при катастрофе самолета 21 апреля 1945 года. Похоронен на кладбище с. Мельгев Люблинского повета Люблинского воеводства, Польша. Воздушный стрелок-радист – гвардии младший сержант Фёдор Филатов родился в 1922 году в с. Гаврилова Слобода С.-Будского района Черниговской области. Был призван в армию Красносулинским ГВК Ростовской области, не возвратился с боевого задания 9 июля 1944 года. Воздушный стрелок – гвардии сержант Иван Кирколенко родился в 1918 году в Воробъевском районе Воронежской области. Призван в армию в феврале 1940 года. Не вернулся с боевого задания 9 июля 1944 года.
Стало известно, что 14 июля 1944 года из состава экипажа Игошина в часть прибыл штурман Абрамов и доложил, что самолёт был обстрелян противником, но маневрированием экипаж вышел из зоны огня. На обратном маршруте шёл со снижением, изменяя курс. При подходе к линии фронта штурман услышал сильный треск под самолётом, вся кабина осветилась красным светом. Штурман делал попытку вызвать лётчика по СПУ, но воздушное судно перешло в пикирование, и он упал в носовую часть кабины. После некоторых усилий штурман, добравшись до СПУ, передал лётчику Игошину: «Выводи, будем прыгать!..», – но лётчик не отвечал. Штурман, увидев, что тот встал на сиденье и исчез, быстро открыл люк и покинул самолёт.
Абрамов приземлился благополучно в 10 километрах западнее Столина. При приземлении наблюдал на земле горящий самолёт. Узнав, что находится на своей территории, направился в воинскую часть, расположенную в пяти километрах от места происшествия.
Штурман Абрамов два дня разыскивал упавший самолёт, но безуспешно. 10 июля нашёл труп лётчика, похоронил друга и направился в свою часть.
О стрелке-радисте Филатове и воздушном стрелке Кирколенко данных не было. Предполагали, что они погибли вместе с самолётом, который вошёл в крутое пикирование, и выброситься им было очень трудно.

Сомнения были
… и их нужно было рассеять. Не давал покоя номер на технической шильде, который не совпадал с тем, что значился в документах. Решили рассмотреть версию, что обнаруженный самолет Ил-4 принадлежал экипажу гвардии капитана Николая Жугана, который был сбит истребителем противника второго июля 1944 года. Но предположение оказалось ошибочным: был убит один член экипажа, два вернулись в часть, пропал без вести один солдат. При изучении имеющихся материалов были и другие расхождения: несоответствие номеров обнаруженных двигателей и номера пистолета ТТ.
Одновременно с этим изучались так называемые «Заявленные победы лётчиков Люфтваффе» в период с 22 июня 1941 по май 1945. В соответствии с указанными координатами, в районе р. п. Речица в ночь с 8 на 9 июля 1944 года командиром третьей эскадрильи сотой эскадры ночных истребителей (размещавшейся в указанный период в г. Пинск) гауптманом Августом Фишерем в 00.52 (по берлинскому времени) на высоте 2900 метров был сбит самолет Ил-4. А в этот промежуток времени в этом квадрате находилось воздушное судно Игошина и воздушных боев больше не производилось. Это ещё раз подтвердило, что речь идёт об экипаже Игошина. А обнаруженные останки принадлежат воздушному стрелку-радисту Фёдору Филатову и воздушному стрелку Ивану Кирколенко. Эту версию подтвердили в Музее военной истории Республики Беларусь, а также в Центральном музее ВВС РФ.

Известны имена
героев
Собрав всю необходимую доказательную базу, Столинским райисполкомом принято решение о передаче обнаруженных останков Филатова и Кирколенко представителям администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области Российской Федерации для последующего захоронения их в братской могиле в с. Верхний Бык Воробьевского района Воронежской области.
Сегодня решается вопрос транспортировки и передачи останков в соседнюю страну, где проживают родственники Ивана Кирколенко. По просьбе Речицкого сельисполкома, где находятся костные останки солдат, Столинским ЖКХ для этого изготовлена специальная урна. А на месте падения самолёта по инициативе местных жителей установлен крест и плита с именами павших героев. Поэтому благодаря неравнодушным людям ещё два защитника Родины, многие годы считавшиеся без вести пропавшими, вернулись с войны.

Людмила
КАСПЕРОВИЧ
Фото автора

Об авторе
admin
Показать все новости
Посмотрите последние новости этого автора
Гороскоп на 25 августа

Гороскоп на 25 августа

21 августа, 2025
Гороскоп 24 августа

Гороскоп 24 августа

21 августа, 2025
В Смоленской области запрещен ввоз из Беларуси более 4 тонн ягодной продукции.

Оставить комментарий

Похожие новости