Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 ноября провёл совещание по вопросам пассажирских перевозок.
«Сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жёсткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех! И для легальных и нелегальных, организованных и неорганизованных. По единым правилам. Шаг влево, шаг вправо… Определить надо, какие функции берёт на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере, какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков», – заявил Президент.
Глава государства отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам касается маршруток, которые курсируют в городах и между населёнными пунктами, машин такси.
«У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое – безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе – легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах. Этим занимаются правоохранительные органы», – сказал Глава государства.
Он констатировал, что, в общем-то, понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса.
Так, за 9 месяцев 2023 года проверено немногим более 10 тыс. автомобилей. Выявлено около 9 тыс. нарушений.
С финансовой точки зрения чаще всего выявляют сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах, неуплату налогов.
В результате потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей, а добросовестные перевозчики вынуждены закрывать свой бизнес, увольнять людей.
Александр Лукашенко во время совещания рассказал о вскрытии преступных схем в молочной отрасли. О вскрытой правоохранителями схеме Глава государства рассказал на примере могилёвского предприятия «Бабушкина крынка». Несколько лет назад туда был назначен новый руководитель. Он сформировал свою «команду» из числа приближённых знакомых и родственников и начал «новую сбытовую политику».
Путём подкупа отдельные коммерсанты получали право первоочередного распределения молочной продукции (масло, сыры, другой молочной продукции) в свою пользу с возможностью закупки по цене ниже установленного индикатива.
Глава государства подчеркнул, что подобная преступная схема стала возможной, потому что в Правительстве не выработана система реализации продукции.
Он обратил на вскрытые факты внимание Председателя Комитета государственного контроля.
Как отметил Председатель КГБ Иван Тертель, в результате оперативной деятельности было задержано 26 человек, на данный момент 15 арестованы.
Глава государства поручил уполномоченным Президента заняться ситуацией во вверенных регионах. Особое внимание он поручил уделить столице.
Правительство подготовило проект Указа, регулирующий отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Возможные новации в этой сфере стали темой обсуждения на совещании у Президента.
Предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса.
Одна из тем касается интернет-агрегаторов. «Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать. Никаких польских, немецких, голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий. Как здесь обстоят дела, какова позиция агрегаторов?» – поинтересовался Александр Лукашенко.
Глава государства поручил взять эту сферу на контроль.
На совещании он попросил представить позиции всех заинтересованных по внесённому документу ведомств.
Президент отметил, что проект Указа разработан в Правительстве при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности.
Вице-премьер Анатолий Сивак, который в Правительстве отвечает за транспортную сферу, рассказал о росте перевозок пассажиров на 2,6 процента по итогам девяти месяцев этого года и количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые имеют лицензии для перевозок на регулярных маршрутах.
Председатель КГК Василий Герасимов обратил внимание, что есть те, кто работает нелегально под видом нерегулярных перевозок. «Регистрируются, как будто они возят свадьбы, корпоративы, оказывают туруслуги. А на самом деле эта машина идёт в 50 минутах впереди от регулярного рейса и собирает весь пассажиропоток. Они не регистрируются как регулярный рейс», – изложил он суть претензий.
Вице-премьер напомнил, что в 2017 году был подписан Декрет № 7, в рамках которого государство пошло на либерализацию рынка пассажирских автоперевозок.
Анатолий Сивак рассказал, что в большинстве случаев работу в нерегулярном сообщении (основная доля – такси) организуют иностранные субъекты, так называемые диспетчеры. Их информационные системы и ресурсы зачастую находятся за пределами Беларуси. Ограничений для деятельности нерезидентов в качестве организаторов перевозок (диспетчеров) в настоящее время не установлено, также не требуется получение каких-либо разрешений. В итоге эти иностранные субъекты заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность выполнения таких перевозок.
Вице-премьер также констатировал ухудшение ситуации с безопасностью пассажирских перевозок, о чём свидетельствует статистика ДТП, гибели и получении пассажирами травм. Растёт количество жалоб со стороны населения и в отношении доступности услуг, расписания перевозок. Есть также множество нарушений финансового характера.
Проект Указа, вынесенный на совещание у Президента, был подготовлен с целью наведения порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.
«Предусмотрено создание государственного реестра перевозок пассажиров, в который будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях и автомобилях такси), водителях и диспетчерах. Это законченный перечень», – доложил вице-премьер. Он пояснил, что включение в реестр используемых автобусов позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.
Ожидается, что будет также предусмотрена обязанность для субъектов предоставлять государственным органам доступ к информации о выполненных заказах. А сами заказы на перевозки можно будет передавать только тем перевозчикам, сведения о которых будут внесены в реестр.
Для уменьшения импорта услуг, снижения риска утечки персональных данных граждан проектом указа установлено право иностранных компаний оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (диспетчера такси) только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица. Они также будут обязаны использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещённые на территории Беларуси.
В целях повышения уровня безопасности для перевозчиков планируется установить обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров.
Проектом Указа предусмотрены механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра для недобросовестных перевозчиков.
Анатолий Сивак уверен, что эти меры позволят повысить ответственность перевозчиков в части соблюдения законодательства и выведут часть их из тени, создадут для субъектов на рынке перевозок равные условия хозяйствования, повысят безопасность перевозок пассажиров.