Как только появляется гололед, выпадает снег, благоразумные водители понимают, что дальше их ждут поездки в новых условиях, которые иногда близки к экстремальным.
Об особенностях и подводных камнях зимнего вождения – в интервью с начальником ОГАИ Столинского РОВД Виталием КОВАЛЬСКИМ.
– Виталий Иванович, близится зима. Какие опасности таит она для участников дорожного движения?
– Зима – это непредсказуемое время года. Даже водители, которые за рулем провели не один десяток лет, могут не справиться с вождением. В зимний период роль технической составляющей обеспечения безопасного движения по дороге возрастает. Необходимо содержать транспортное средство в исправном состоянии, убедиться в этом перед началом движения, содержать в чистоте стекла и внешние световые приборы.
Возможность точной оценки обстановки, правильное реагирование на нее зависят от обзора дороги с водительского места. Такие атмосферные явления, как снегопад, дождь, туман, снижают видимость, маскируют те препятствия на дороге, которые в хорошую погоду легко различимы. Под сугробом может скрываться камень, под водой – яма. Лучше заблаговременно позаботиться о нормальной работе стекло-очистителей и стеклоомывателей.
В темное время суток видимость в направлении движения находится в прямой зависимости от работы фар, которые необходимо отрегулировать так, чтобы они не просто освещали проезжую часть, но и исключить возможность ослепления водителей встречных и попутных транспортных средств. Не стоит недооценивать в обеспечении безопасности роль остальных световых приборов. Габаритные огни, указатели поворотов, стоп-сигналы, аварийная световая сигнализация тоже должны быть исправны.
– И снова возвращаемся к теме зимних шин… Нужно ли переобуваться заранее, не дожидаясь 1 декабря?
– Желательно перейти на зимнюю резину заблаговременно, ведь заморозки могут застать водителя в дороге и поздней осенью, не только в начале зимы. Но штрафовать за отсутствие резины будем водителей с 1 декабря.
Ждать от летних шин зимой ничего хорошего не приходится: их резина «дубеет», канавки протектора забиваются снегом, а отсутствие мелкой «нарезки» шашек вызывает скольжение на льду и укатанном снегу.
У зимних шин всё практически наоборот. Изначально разработанные для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах при минусовых температурах, они не превращаются в «пластмассу» и сохраняют приемлемую эластичность даже при -30. Рисунок протектора у зимних шин обычно более разреженный, чем у летних (для лучшей самоочистки от набивающегося снега).
Умелое вождение и правильно подобранный комплект зимней «обуви» выручит даже на голом льду. В любую пору нажимать на педаль тормоза следует равномерно, без рывков.
Чем реже зимой водитель прибегает к торможению, тем лучше. На скользкой дороге оно может привести к блокировке колес и сделать движение нестабильным. Автомобиль зимой легко теряет устойчивость, колеса то и дело буксуют. Как тут действовать? Плавно трогаться с места. Разгоняться только на прямых участках. Двигаться равномерно и с малой скоростью. Путь выбирать такой, чтобы под правыми и левыми колесами дорожное покрытие было одинаковым. Особенно опасно торможение, когда лед оказывается под колесами одной стороны автомобиля: из-за разницы тормозных сил он может резко развернуться. При совершении поворота нужно стремиться увеличить радиус маневра с использованием всей полосы движения (избегая, конечно, выезда на встречную). При возникновении заноса следует забыть о педалях сцепления и тормоза, манипулирование которыми в данном случае очень опасно. Для выхода из него нужно прекратить торможение, поворачивать колеса в сторону заноса и педалью газа обеспечивать равномерную подачу топлива.
Приближась к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта, мостам, лучше заранее снизить скорость.
– Можно ли зимой передвигаться на велосипедах или мопедах?
– Теоретически это возможно и не возбраняется, но! Практика показывает, что это не слишком безопасно. Однако, в условиях снегопада или гололёда передвижение на данных транспортных средствах запрещено и чревато штрафом от 1 до 3 базовых величин.
– Спасибо за интервью!
Лилия ГУЩА