Совместный рейд инспекции по делам несовершеннолетних Столинского РОВД и редакции показал: как мало тепла в сердцах у людей, и как много лишних рюмок со спиртным в их жизни…
Мой «напарник» — участковый инспектор ИДН Юрий Цанда – очень молод, но о жизни рассуждает здраво и мудро. И искренне жалеет детей, родителей которых мы посетили по долгу службы. А главное, верит в лучшее:
— Не так всё беспросветно, как кажется! Некоторые родители встают на путь исправления, хотят вернуть детей, пытаются начать с жизнь с чистого листа!
Сам Юрий в качестве участкового инспектора ИДН повидал немало родительских слёз и гнева. Приходилось залезать в дом через окно, потому что пьяная мать не слышала стука в дверь. Приходилось доставать горе-родителя из-под кровати, куда тот спрятался в надежде, что игра в прятки спасёт от ответственности. Приходилось догонять, когда «родитель» давал стрекача…
Рождённый в День святого Валентина
Неприглядный домик… Тут живёт семья из нескольких поколений. Мать, дети и 11-месячный внук с красивым именем Валентин. Нашего прихода не ожидали, поэтому мы застали реальную ситуацию. 19-летняя мама кормила из ложечки супом малыша, который восседал на «троне» (в детском стульчике). Боже, какой это милый мальчик! Но был бы ещё милее, если бы был… банально причёсан. Один глазик слезится. Но эти нюансы не могут испортить такого замечательного малыша, который смотрел на нас и улыбался. А милиционер в красивой форме так заинтересовал Валентина, что он даже перестал кушать: рассматривал гостя с огромным детским и откровенным любопытством.
В доме во время нашего визита было относительно чисто. Ни мама, ни бабушка нас агрессивно не восприняли, как это иногда случается. Приветливы, открыты для общения, дают обещания исправиться. Мол, дочка скоро поедет в Лунинец, чтобы доучиться (из-за родов и рождения ребёночка учёбу пришлось бросить). А ухаживать за малышом будет свекровь, которая приедет из другого города. Она будет держать «вахту» до обеда, а после обеда с работы будет возвращаться вторая бабушка Валентина, которая будет присматривать за ребёнком во второй половине дня.
Очень хочется верить, что так и будет. И это не сказки для «проверяющих». И светловолосый малыш будет жить нормальной жизнью. Ведь до постановки семьи в СОП (кстати, сначала бабушки, сейчас мамы!) в доме наблюдалась полная антисанитария, неисправная проводка, отсутствие еды…
Улыбающаяся мама на руках с малышом вышла нас проводить в прихожую. Я могу и ошибаться, но мне показалось, что она МАМА. Есть шанс. Есть надежда. У Валентина, который родился в День влюблённых, но его отец не живёт с семьёй и даже не платит алименты…
Новогодние подарки
Ещё одна деревенька… Дом получше и побольше. Рядом припаркован автомобиль. Пока идём к входу, рассуждаем, кто бы это мог приехать к «соповской» семье? Как потом выясняется – учительница. Заехала, чтобы провести занятие с одним из сыновей парочки, которая злоупотребляет алкоголем. Ребёнок получил травму и не может посещать школу. Находится на домашнем обучении.
Всего в семье трое сыновей. От 5 до 12 лет. Какой пример подают им родители? За день до нашего визита семью посещали участники акции «Семья без насилия». Родители были подшофе. В день нашего визита мы застали в доме только маму, которая увидев участкового ИДН сразу призналась:
— Я виноватая… Употребила чуть…
— А где ваш муж?
От ответа корреспонденту стало не очень уютненько.
— А он за топором поехал! Сейчас вернётся!
Пока хозяин в поисках топора, мы в поисках истины. Чем кормят детей в многодетной семье? В холодильнике — парочка одиноких баночек, с десяток яиц и… простор и пустота. Хорошо, что хозяйка открывает следом морозильную камеру, где есть мясо. Попутно уточняет:
— Есть ещё крупы разные…
Отлично, что есть что поесть детям. Плохо, что есть что выпить родителям. Именно поэтому семья на контроле. И, как видим, справедливо. Инспектор ИДН проводит профилактическую беседу и призывает к совести мать. Вспоминает беседу с её сыновьями, которая состоялась как раз после новогодних праздников. Он тогда спросил у них, что им подарили на Новый год. Мальчишки в ответ стали переглядываться, пока, наконец, кто-то из них не вспомнил:
— А нам «скорая» конфеты привозила.
Что поделать, если родители вместо новогодних подарков могут только «накидаться»?!
Заржавело
Едем в другой населённый пункт… Тут режиссёры мексиканских сериалов нервно курят в сторонке. Сначала парочка жила вместе. Нарожали детей. Потом с ними жил «друг жены». Потом мать семейства ушла жить к нему…
Все эти хитросплетения чужой жизни вроде бы и не касаются общественность. Но это на первый взгляд. Потому что в семье были дети. А теперь их изъяли и отправили в СПЦ (как говорят в народе, приют). Куда им возвращаться? К отцу? К матери? Мать мы не застали. Была на работе. А домишко, где живёт отец, внутри выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. А если быть честной, то в голове крутится вопрос: неужели в этой грязи жили дети? Может, тут было чище, когда в доме чувствовалась женская рука? Может быть, одинокому мужчине не до уборок?
Увидев нас, отец, который лежал в кровати на постельном белье столетней «свежести», поднимается, начинает с нами общаться. Не очень охотно, но достаточно вежливо.
— Деток посещаете?
— Ну, конечно!
— А когда последний раз были? Что купили им?
— Когда-когда… 13-го был! Шо-шо… Конфет завёз…
Пока мы разговариваем с хозяином дома, где уже нет ни жены, ни детей, в комнате появляется кошка. К ней подбегают два котёнка и начинают сосать молоко. Мне страшно и грустно: похоже, что в этом доме есть только один обладатель родительского инстинкта…
Хозяин выходит за нами во двор. Попутно ругает бестолковую жену, которая «во всём виновата». А во дворе у дома, видимо, долгое время стоит детский велосипед. Местами его даже разъела ржавчина. Он ждёт своего маленького хозяина. Дождётся ли? Ведь ржавчина разъела и родительскую душу. Проснётся ли она наконец?
Лилия ГУЩА
На снимке: участковый инспектор ИДН Юрий Цанда и Валентин сразу понравились друг другу.
Фото автора