НОВОСТИ СТОЛИНА НАВIНЫ ПАЛЕССЯ
Search
Rate this post

– Когда ехал на учёбу в Гродно или возвращался домой, всегда проезжал Федоры и удивлялся – какие же ровные и ухоженные поля, как под линеечку, – делится воспоминаниями наш сегодняшний герой очерка Максим Авдейчук. – И не могу вспомнить ни одного раза, чтобы на этих полях не работали люди. То пашут, то сеют, то корма или зерновые убирают… Всегда при деле. А техника какая!? Одно загляденье.


Тогда Максим ещё не знал и даже не мечтал, что в скором времени ему, молодому специалисту-агроному, придётся не только вникать в жизнь передового хозяйства района, как говорится, изнутри, но и в целом возглавить агрономическую службу СПК «Федорский».

– Когда я ещё учился в школе, то думал почему-то, что главные агрономы – это уже такие зрелые «дядьки» и даже в мыслях не мог допустить на этом месте молодых специалистов, – говорит Максим. – Конечно, у них у всех богатый опыт и мудрость, какие-то свои «фишки». Этого не отнять и есть чему поучиться.


Максима Авдейчука смело можно отнести к плеяде талантливых молодых специалистов, пополнивших ряды агропромышленного комплекса района. Вдвойне приятно и то, что он наш, местный, – родился и вырос в д. Высокое, учился в СШ № 2 г. Давид-Городка. Ближе к окончанию школы всерьёз задумался о выборе будущей профессии. Вариантов было много, но выбор пал на сельское хозяйство. Видимо, взращённый благодатной землёй, юноша на подсознательном уровне давно уже определился. В итоге мысли материализовались – поступил в Гродненский аграрный университет по специальности «Агрономия».


– Максим, довольно сложную профессию ты себе выбрал. Как выдерживаешь нелёгкий груз?
– Не зря пословица гласит: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Иногда я тоже задаю себе этот вопрос. Несколько дней думаю, размышляю… И отвечаю сам себе: «А кто, если не мы?» И ведь действительно – кто будет кормить нас, белорусов, если не мы сами? Всё моё детство и юношество было связано с работой на земле – парники, поля. У нас же все так живут, как говорится, с земли. Да и в школе проще давались химия и биология, чем математика. Могу сказать, что у нас дома всегда был парник от 10 до 15 соток. Не сильно большой, но уже и не маленький. Такой площади достаточно для семьи, чтобы проводить в нём определённое количество времени. Бывало, что устанешь так, что вечером уже и на улицу идти было неохота. Зато сон крепким был. А на поле мы выращивали картофель, капусту, баклажаны и другие овощи. Родители и сейчас занимаются выращиванием овощей, а у меня на это уже нет времени.


Максим, как и двое его товарищей по школе, поступали в аграрный университет на факультет «Защита растений» по целевому направлению.
– Мы почти все были из одной деревни, – говорит Максим. – Закончили все, но только я и друг Дмитрий Бут-Гусаим работаем по специальности. Дима сейчас работает агрономом в КСУП «Рухчанский». А третий отработал несколько лет и ушёл из сельского хозяйства. С нами ещё учился Илья Бесан из г. Давид-Городка, который сейчас работает в ОАО «Новая Припять».
Максим вырос в многодетной семье и был четвёртым, самым младшим ребёнком. Родители очень хотели сына, и после трёх дочерей – Надежды, Людмилы и Татьяны – на свет появился долгожданный мальчик.


– Сказать, что я пользуюсь какими-то особыми правами в семье – это будет преувеличением, – улыбаясь, говорит Максим. – Мне кажется, что родители в равной степени уделяли внимание всем нам и старались дать хорошее воспитание и образование. И теперь я могу с уверенностью сказать, что они справились с этой задачей и передали нам все самые лучшие качества, которые мы постараемся передать уже своим детям.
После окончания университета в 2020-м году Максим пришёл на работу… в СПК «Федорский» на должность агронома-химика!
– Моей радости не было предела, – говорит Максим. – Казалось бы, ещё вчера ты только мечтал работать в таком хозяйстве, а сегодня это уже реальность. Конечно, на первых порах пришлось непросто, необходимо было скрупулёзно вникать в тонкости организации работы в таком крупном хозяйстве, располагающем тысячами гектаров сельхозугодий. И когда мне говорят, что нужно забыть, чему учили в университете и начинать сначала, то я в корне не согласен. Всё-таки университет даёт все необходимые знания, базу. А как ты уже это всё применишь на практике – это уже зависит от тебя самого. Если отнестись к своим обязанностям спустя рукава, то кому ты будешь в итоге нужен? Необходимо сразу показать, что ты знаешь, что ты умеешь, что ты хочешь работать и готов к развитию, обучению.


После непродолжительного времени работы в СПК «Федорский» Максим был призван на срочную военную службу в ряды пограничников в г. Брест. И этот год пролетел незаметно. Предлагали остаться на службу по контракту, но молодой специалист посчитал, что полезнее будет именно в сельском хозяйстве. После увольнения в запас Максим Авдейчук вернулся в Федоры, где его ждали новые испытания. Скажем так, непростые, но приятные. Для начала молодого специалиста обеспечили жильём – выделили отдельный дом, а в 2023 году Максиму предложили должность главного агронома.


– Всё-таки так быстро взобраться по карьерной лестнице – это дорогого стоит. Но ведь не всё так сладко, как может показаться на первый взгляд. С какими трудностями пришлось столкнуться?
– Честно, для меня такая новость стала шоком. Было одновременно и приятно, что оказывают доверие, и боязно – всё-таки это огромная ответственность. В первую очередь перед коллективом. Ты понимаешь, что от тебя сейчас будет зависеть очень многое. Основная проблема для меня заключается сейчас в том, что почти нет помощников в агрономической службе. Вот был один агроном Никита Мозоль, как говорится, вчерашний студент, поработал чуть и призвали в армию. И я вот его сейчас жду как «девушка парня». Не так давно пришёл ещё один молодой специалист – агроном по кормозаготовке – пока вникнет в суть дела. Это всё время. А сейчас он получает второе высшее образование, экономическое. Едет на сессию, и снова я один агроном в хозяйстве. Это на самом деле сложно. Спасибо моей жене Виктории, что меня понимает и поддерживает. Спасибо также хочу сказать и главному инженеру Денису Совецкому, заместителю директора Олегу Германовичу, что не оставляют меня одного. Помогают как словом, так и делом.


С будущей супругой Викторией, которая тоже из Высокого, знакомы они были буквально со школы – девушка училась на год младше. У них была общая компания, интересы, часто проводили время вместе с друзьями. А любовь случилась, когда Максим вернулся из армии.
– Так вот и получилось, – с блеском в глазах говорит Максим. – Всё закрутилось-завертелось неожиданно, полюбили друг друга и решили создать семью. По образованию она медицинский работник – работала медсестрой сначала в г. Ляховичи, потом в г. Давид-Городке, а после свадьбы переехала в Федоры, но рабочего места для неё не было. Поэтому первое время вынуждена была ездить на работу в г. Пинск до декретного отпуска. В скором времени в нашей семье появилась дочка, которую назвали София.


– Максим, расскажи немного о своей работе. Я знаю, что работа агронома – это рано уходить из дома и поздно возвращаться. И так практически круглый год.
– Совершенно верно, график работы очень напряжённый. Как только наступают благоприятные погодные условия – я уже в поле. С ранней весны и до поздней осени. Да и зимой есть чем заняться. А рабочий день главного агронома начинается довольно рано, особенно в период посевной кампании. Да и в уборочную страду не легче. Если росы нет, сразу выходим на жатву, если влажно, ждём, пока подсохнет. Убрали зерно – сопровождаю его на сушилку, замеряю влажность, снова возвращаюсь в поле. И так целый день, каждый день. Без выходных. Обедаю здесь же: суп, горячие блюда привозят, так что в течение дня можно подкрепиться без отрыва от производства. Домой возвращаюсь, когда стемнеет: поужинать, пообщаться с женой, поиграть с ребёнком и спать.
– Действительно, работа не из лёгких, но очень нужная и почётная. Успехов в нелёгком труде!
Александр
НИКИФОРЕНКО

Оставить комментарий

Rate this post
Помните роман Ивана Мележа «Люди на болоте» из цикла «Полесская хроника»? Наши предки на Полесье жили с хуторной системой, отрезанные от цивилизации и мира, без врачей и школ. Благодаря мелиорации, по сути, в Беларуси на Полесье появились целые новые районы.
Между прочим, мы далеко не единственные в мире, кто прибег к мелиорации. На ум сразу же приходят Нидерланды с их каналами – без них они ушли бы под воду. А наибольшее количество мелиорированных посевных земель в Китае – около 100 миллионов гектаров. На втором месте — Канада, а Индия осушила до 20 процентов земель. Иначе было бы невозможно прокормить почти полуторамиллиардное население.


Большая часть сельскохозяйственных земель Столинщины – осушенные болота. И от того, как специалисты будут ухаживать за этими землями, поддерживать в исправном техническом состоянии мелиоративные системы, зависит наш урожай. Сегодня мелиораторы района озабочены одним вопросом – чтобы каждый клочок такой земли был использован на благо района, области и страны в целом. Что в данном направлении уже сделано, какую работу только предстоит выполнить – об этом и многом другом в интервью с директором УП «Столинское ПМС» Владимиром Гедройцом и начальником филиала ПМК-62 Эдуардом Юрчуком.
– Благодаря всесторонней государственной поддержке наша страна практически полностью сохранила мелиоративный комплекс, – говорит Владимир Гедроец. – И в этом плане Беларусь уникальна на постсоветском пространстве. Пока в других государствах шло значительное выбытие мелиорированных земель из сельскохозяйственного оборота, у нас этой отрасли уделялось особое внимание. На таких мелиорированных землях наши аграрии производят львиную долю растениеводческой продукции, в том числе зелёные корма, необходимые для животноводства.

Поэтому долг мелиораторов – обеспечить должный уход, проводить реконструкцию, ремонт и обслуживание мелиоративных систем, культуртехническую мелиорацию для того, чтобы было своё зерно, а скот был накормлен.
– В текущем году для выполнения поставленных Президентом задач финансирование к уровню 2021 года увеличено в 2,5 раза, – рассказывает Эдуард Юрчук. – Это говорит о признании мелиорации стратегическим направлением в развитии агропромышленного комплекса.


Особенно приятно, что в ходе встречи главы государства с представителями мелиоративного комплекса в Толочинском районе, где присутствовали специалисты практически из всей республики, много внимания уделялось вопросам финансирования мелиоративных мероприятий и обеспечения комплекса отечественной техникой.
В мелиоративной отрасли постоянно внедряются новые технологии, в том числе направленные на повышение эффективности сохранения водных ресурсов, аккумуляцию поверхностных вод водоёмов страны, оснащение осушительных мелиоративных систем водорегулирующими сооружениями на перевод их в осушительно-увлажнительные. В нашем районе, который находится в зоне рискованного земледелия, намечен большой фронт работ в этом направлении.
Площадь осушенных территорий Столинщины — почти 55,5 тысяч гектаров. В том числе сельхозземли — 51,2 тысячи гектара, или 57 процентов от общей площади сельхозугодий. Некоторые объекты эксплуатируются 50 лет и более, в большинстве своём отслужили свой срок, физически и морально устарели. При этом протяжённость открытой мелиоративной сети на начало года в районе составляет
3 761 км каналов, 46 стационарных насосных станций, 1 741 гидротехническое сооружение (трубы-регуляторы, трубы-переезды, шлюзы и мосты).
– Когда земли долго не используются, происходит повторное заболачивание, — поясняет начальник ПМК-62 Эдуард Юрчук. — Мы и начали с самого простого: очистки каналов, промывки и восстановления закрытого дренажа. Потом приступили к агромелиорации, то есть первичной обработке почвы – вспашке, дискованию и выравниванию.
Для решения масштабных задач нужна эффективная техника. В рамках республиканской программы «Аграрный бизнес», рассчитанной на 2021-2025 года, мы планируем приобрести пять отечественных экскаваторов «Кохановец», один российский «Lovol», один погрузчик «Амкодор», один автогрейдер, один трактор МТЗ-1523, один автомобиль МАЗ и различное навесное оборудование. Уже приобретены два трактора МТЗ-1221, один большегрузный автомобиль МАЗ. Списочная численность на сегодня – 56 работников.


– Эдуард Васильевич, насколько дорого вкладываться в старые мелиоративные системы?
– Стоимость культуртехнических работ на одном гектаре — от 1,6 до 2,5 тысячи рублей, реконструкция той же площади обойдётся в 4,2 тысячи. К тому же вложенные средства сразу приносят экономическую выгоду.
– Современная мелиорация во многом отличается от той, что была в 1960—1980-е, когда проводилось масштабное осушение. В последние годы большое внимание уделяется сохранению влаги на сельхозземлях и не только, поэтому постоянно ремонтируются водорегулирующие сооружения. К примеру, в проектах реконструкции предусмотрено переустройство трубы-переезда в трубу-регулятор, чтобы при необходимости задержать влагу. За всем нужен уход, тогда и отдача не заставит себя ждать.
В преддверии профессионального праздника мелиораторов мы побывали на одном из объектов, где трудятся 20 работников ПМК-62 – реконструкция мелиоративной системы «Туров – Ольгомель» площадью 366 гектаров, из которых 346 – пашни. Помимо этого мелиораторам необходимо очистить от кустарников и углубить чуть более 25 км каналов. Небольшую экскурсию по объекту провёл мастер Михаил Прокопчук, который в мелиорации с 2005 года:
– Данный объект до недавнего времени был весь покрыт древесно-кустарниковой растительностью. Поэтому в первую очередь произвели его очистку. В данный момент проводим подсыпку наиболее низких мест, чтобы в дальнейшем сделать поле для ОАО «Полесье-ОБМ» как можно ровнее. Задача непростая, но выполнимая. Ребята, которые здесь трудятся, прекрасно понимают, что от качества и темпа их работы зависит их заработок. Им лишний раз объяснять не приходится – сами всё знают.
После ознакомления с картой объекта Михаил Михайлович провёл непосредственно к месту, где машинист экскаватора Василий Дорошевич только и делал, что поспевал нагружать прицепы подъезжающих тракторов.
– С раннего утра до вечера в таком темпе приходится работать, – говорит опытный экскаваторщик, передовик производства не только ПМК-62, но и филиала в целом. – Сколько кубометров грунта за смену приходится поднять? Так сложно посчитать – это лучше у мастера спросить. Но, по моим ощущениям – 500-600. Канал «с нуля» проще и выгоднее копать – там объёмы значительно больше.


Проходит менее минуты и прицеп ПСТ-9 полный и отправляется к низменности, где трудится другой спаситель мелиораторов – гусеничный бульдозер «Shantui» под управлением машиниста Сергея Веренича, который при виде подходящих к нему людей заглушил мощный двигатель железной машины.
– Теперь понятно, кто на гравийной дороге оставляет нам, водителям, «стиральную доску», – шуткой поприветствовал я машиниста бульдозера, показывая на характерные следы от гусениц.
Собеседник в долгу не остался и тоже, шутя, ответил:
– Да, ночами не спим, дороги портим.
Потом Сергей Веренич по достоинству оценил плюсы своего железного товарища:
– Хорошая машина. За девять лет эксплуатации в агрессивных условиях ни разу не подвела. Одни плюсы в ней, а минусов я так и не нашёл.
Тем временем мастер Михаил Прокопчук рассказал, с какими проблемами пришлось столкнуться на этом объекте:
– Видите эти низины, ямы с водой? Если их не засыпать и не выровнять, то все усилия наши будут напрасны. Но мы справимся, и совсем скоро ОАО «Полесье-ОБМ» получит в оборот новые плодородные земли. А мы пойдём дальше – на новые площади. Сейчас в основном у нас объекты реконструкции.


***
На обратном пути в Столин пришлось свернуть в сторону Бор-Дубенца, где на одноимённом объекте трудились работники Столинской ПМС.
– Буквально через месяц этот объект для КСУП «Бережное» будет введён в эксплуатацию, – рассказывает мастер участка Игорь Кулага. – Общая площадь – 175 га. Не помню точно, но, вроде, первая мелиорация здесь была проведена в 1970-е года. И с тех пор никто ничего не делал. Естественно, всё пришло в запустение – местами заболотилось, заросло деревьями и кустарником, которых уже убрали около 1200 тонн. После завершения данного объекта двинемся уже в направлении Дубоя – будет объект побольше – 460 га. Также для пользования КСУП «Бережное». На данный момент техники на объекте достаточно – шесть экскаваторов, два бульдозера, семь тракторов и два погрузчика.
Тем временем вездесущий УАЗ, в народе «буханка», довёз нас к одному из каналов, где трудился машинист экскаватора Василий Мойсюк. Передовик производства, никак иначе. Да и трудовой стаж говорит сам за себя – в мелиорации с 1982 года.
– На многих объектах в районе и за его пределами довелось поработать за четыре десятка лет, – говорит Василий Мойсюк. – Из самых запоминающихся – строительство объездной дороги в г. Давид-Городке после паводка. Самое трудное – это рано приходить на работу и поздно возвращаться домой. Ну и работа в болоте не самая простая – от насекомых порой нет спасения. Но, как видите, привыкли. Все, кто сейчас работают на этом объекте, сполна ощутили все тяготы и невзгоды тяжёлой работы и в дождь, и в жару. Кто, если не мы?
И действительно, как заверил мастер Игорь Кулага, случайных людей в профессии мелиоратора нет. Человек изначально должен понимать, что работа эта не из лёгких. И лентяев она не принимает – выплёвывает в считанные месяцы. Да и от качества, темпа работы отдельного человека зависит успех всей кампании – дашь слабину, и процесс застопорится по цепной реакции. Здесь, как впрочем и на любом производстве, важно и нужно работать в команде. По-другому – никак!
Александр НИКИФОРЕНКО
Фото автора

Оставить комментарий

Похожие новости