Какие новые блюда появились в меню у учащихся? Что любят школьники, а к чему практически не притрагиваются? Добавление каких специй и приправ разрешено в первое и второе? О нововведениях в школьном питании беседуем с главным специалистом отдела по образованию Столинского райисполкома Еленой Ордашевской.
– Елена Антоновна, расскажите об особенностях организации питания детей в новом учебном году.
– Питание детей в школе – одно из важных условий для поддержания здоровья учащихся и способности к эффективному усвоению знаний. Важно, чтобы учреждение образования было началом формирования знаний и умений в построении здорового питания, поскольку здесь дети проводят большую часть дня. Еда должна быть сбалансированной и разнообразной. Ребёнку положено в течение дня получать питательные и минеральные вещества.
В прошлом году был запущен проект по организации питания детей в некоторых школах республики, в том числе и нашей области. Его результаты проанализированы и внедрены в работу: разработаны новые технологические карты блюд, в детский рацион включены разнообразные блюда, улучшена материально-техническая база школьных столовых, и что немаловажно, – уменьшено количество пищевых отходов. Данный опыт распространился и в школах нашего района.
Разработаны двухнедельные рационы питания, в которых детям предложено более 62 фирменных блюд. Как дети будут съедать положенную порцию, будет ежедневно изучаться и анализироваться.
В этом году детям предложены новые блюда: бифштекс «Отличник», «Мясные гнёзда», котлета «Мираж», биточки «Здоровье» и «Богатырь», «Рыбка золотистая». Из полуфабрикатов дети получат блинчики с яблоком и корицей или с творогом, колбаски «Нежные», пельмени «Мясные подушечки». В блюда добавляется меньше сахара и соли, разрешены лук, чеснок, петрушка, укроп, корица.
Если какое-либо блюдо не понравилось детям и отправляется в отходы, то наши технологи будут предлагать новое, пока меню не скорректируется до максимально предпочитаемого учащимися.
К слову, укреплена материально-технической база школьных объектов питания. К началу учебного года для 16 школ на пищеблоки приобретено 77 единиц технологического и холодильного оборудования на сумму 305,7 тыс.рублей. Один из новых и современных видов закупаемого оборудования – пароконвектоматы. В них пища приготовлена на пару, что более полезно для здоровья.
– Каких ещё моментов коснулись изменения в школьном питании?
– Корректировки затронули одноразовое питание, которое с 1 сентября прошлого года предоставляется в форме завтрака (второго) для детей 1-4 классов и обедов для обучающихся 5-11 классов в первую смену. Во вторую смену учащиеся 3-4 и 6-8 классов в качестве одноразового питания обеспечиваются обедом.
Внесённые поправки повлекли изменение режимов питания в первую смену. Согласно рекомендациям республиканского центра гигиены, эпидемиологии и охраны здоровья завтрак в первую смену предоставляется после второго урока, а обед при одноразовом питании – в период с 10.45 до 13.00 часов.
Изменился режим питания детей, и это вызвало необходимость увеличения количества посадочных мест в столовых учреждений образования района. Для этих целей в прошлом году приобретена мебель, кухонная и столовая посуда, вспомогательное оборудование и инвентарь на сумму 129,6 тысячи рублей. В 2024 году для этого планируется освоить 120 тысяч рублей.
Основной показатель эффективности реализации новых подходов – объём пищевых отходов. Средний процент по этому показателю по району за прошлый учебный год составил 11,5. Минимальный процент пищевых отходов составляет от 1 до 2,9 процента – пельмени, пицца «Школьная», оладушки «Курочка ряба», бифштекс «Смачный», картофель запечённый дольками, колбаски мясные «Нежные», драники «Златка», коврижка по-домашнему. Максимальный на некоторые блюда достигает 67-82 процента. Как показывает практика, наши школьники не любят блюда из субпродуктов, из рыбы, сложные салаты, пшённую кашу.
Поэтому, для того чтобы уменьшить количество отходов, проводится разъяснительная беседа с учащимися и родителями. Проводится профилактическая работа по вопросам формирования навыков здорового питания через размещение информации в родительских вайбер-чатах; проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, организовываются факультативы «По ступенькам правил здорового питания», «Разговор о правильном питании».
– Кому предоставляется бесплатное питание?
– Категории детей, которым может предоставляться питание за счёт бюджетных средств, определены Положением об организации питания обучающихся, утверждённым Постановлением Совета Министров РБ от 14.10.2019 № 694.
Например, детям фактически проживающим на территории радиоактивного загрязнения, представляется бесплатное одноразовое питание, а если они посещают группу продлённого дня – бесплатное двухразовое. А также если родители инвалиды I и II группы, дети, находящиеся в социально опасном положении, с особенностями психофизического развития, проживающие в сельских населённых пунктах – выделяется бесплатное одноразовое питание. Детям из многодетных, малообеспеченных семей, детям-инвалидам при посещении ими группы продлённого дня, положено бесплатное трёхразовое питание.
Вместе с тем, если ребёнок имеет одну и ту же льготу по нескольким основаниям, то предоставляется одна по выбору родителя.
– Какие задачи ставите на новый учебный год?
– Основные задачи в организации питания в 2024/2025 учебном году: контроль качества и безопасности предоставляемого питания, соблюдение требований санитарных норм и правил, предъявляемых к состоянию пищеблоков, транспортировке, хранению продовольственного сырья и пищевых продуктов, приготовлению и раздаче блюд, культуре питания.
Все разъяснения по возникающим вопросам организации питания детей в первую очередь можно получить в школе или звонить на «горячую линию» в отдел по образованию по телефону 6 06 09.
– Спасибо за беседу!
Светлана МОРОЗ