НОВОСТИ СТОЛИНА НАВIНЫ ПАЛЕССЯ
Search
4.6/5 - (10 голосов)

Есть мнение, что каждая профессия накладывает свой отпечаток на личность человека. И довольно часто люди сами подчёркивают почему-то негативное влияние, не замечая, сколько прекрасного привносит в наши жизни выбранный нами род деятельности. Пока некоторые считают, что для того, чтобы стать хорошим врачом или учителем, достаточно высшего образования или призвания, другие не тратят времени на иллюзии и сами стремятся сделать из себя достойного, а в чём-то и идеального
представителя своей профессии.

Учитель-методист Людмила Константиновна Лосацкая стала ярким представителем в профессии учителя. Свою жизнь она посвятила школе и детям, которых обучала русскому языку и литературе. На этой неделе она отпраздновала свой 80-летний юбилей.
Людмила Константиновна родом из д. Переруб Ивановского района. Профессия учителя перешла к ней, можно сказать, по наследству.
– По отцовской линии в моей семье практически все были учителями, – рассказывает собеседница. – Лишь мой отец не пошёл в педагогику. Но примером подражания для меня стал дедушка. В своё время он окончил семинарию, был царским офицером, после чего приехал в Беларусь и создал здесь семью. Тогда он был единственным учителем в деревне. К нему все относились с уважением и почётом. Помню, как на улице прохожие снимали перед ним головные уборы. Вот так тогда ценились учителя в обществе! Естественно, глядя на всё это, я и не думала о другой профессии. Запомнилось на всю жизнь, как дедушка проверял тетради. Конечно, мне хотелось ему помочь. Однажды беру тетрадь и пишу его ученику в чистовике: «Пиши чистее!» Откуда мне, маленькой, знать, что правильно «чище». А дедушка потом думал, как это исправить. До четвертого класса я обучалась у него, после перешла в школу в соседней деревне. Сравнивать было с чем, поэтому признаю, что его методы обучения были строгими, но действенными.
Как только Людмила окончила семь классов с отличием, её отец подал за неё документы в медицинское училище, что в те времена было позволительно. Огорчению не было предела. В педагогические учреждения образования не брали в таком юном возрасте, а становиться медицинским работником девушке совсем не хотелось. Плакала она каждый день. И так до тех пор, пока отец всё-таки не забрал её документы обратно.
Людмиле пришлось переехать к бабушке в г. Пинск, где она и окончила 10 классов Сталинской политехнической школы. Там же и поступила в педучилище. Спустя два года обучения её распределили на работу в д. Большие Орлы Столинского района.
– Сейчас Столин процветает, а в те времена я только приблизительно знала, где он находится. Но Ольшаны уже тогда были известны. Хотела попасть туда на работу, – рассказывает Людмила Константиновна. – Переезжать в Орлы мне помогал мой брат. Добрались мы до города, а в Маньковичах у нас была пересадка. Дорог совсем не было. На улице 15 августа, жара и пыль. Автобус застрял в песке, и все пассажиры вышли его толкать. От «Быковска» до самой деревни шли пешком. А у меня же с собой большой чемодан… В нём, конечно, сало и крупы на первое время. Тогда как раз был период «хрущёвки» и с продуктами было очень туго. Расспросили у местных и к вечеру добрались до школьного двора. Картина: небольшое деревянное здание, во дворе которого мужчина невысокого роста пилит дрова – директор школы. Познакомились, и он помог дотащить мои вещи до дома, где меня поселили.
Коллектив в школе состоял из десяти учителей. Один педагог мог обучать сразу нескольким предметам. Времена были непростые, про «заработать и отложить на жизнь» речи не шло. В магазинах хлеба не было. Иногда получалось добраться до Бережного, чтобы сделать хоть какие-то запасы продовольствия. Но даже выстояв несколько часов в очереди, кукурузного хлеба могло просто не хватить на всех. Домой приходилось возвращаться с пустыми руками. Иногда на школу выдавалась мука и делилась между педагогами. Тогда-то Людмила Константиновна впервые и попробовала домашний картофельный хлеб, что выпекала в печи на дубовых листьях хозяйка дома, в котором проживала девушка.
– Учеников было много, – вспоминает Людмила Константиновна. – Многие посещали вечернюю школу. Но главное отличие той молодёжи от современной, что они все хотели учиться – от мала до велика. Поэтому и работать с ними было в удовольствие. Я очень признательна судьбе за то, что за свою педагогическую деятельность никогда не сталкивалась с невежеством или какой-то ученической неблагодарностью.
В Больших Орлах Людмила Константиновна работала три года. Почти сразу взяла классное руководство. В пятом классе у неё тогда было 33 ученика. За это время успела поступить в Брестский государственный университет имени Александра Сергеевича Пушкина, выйти замуж и родить детей. Переехав за мужем в Столин, первое время работала в детском саду, после чего устроилась в первую школу учителем начальных классов. Руководство рассмотрело потенциал в молодом педагоге и предложило ей вести русский язык и литературу.
– Директором тогда был Михаил Фёдорович Романовский, – рассказывает женщина. – В городе его очень уважали. Педагогический коллектив этой школы тогда был одним из самых сильных. Первое время останавливалась перед дверью в учительскую, чтобы собраться с мыслями, а потом войти. Ведь я новенькая, молодая и приехала из какой-то деревни. Контроль был невероятный! Директор постоянно посещал уроки. За год в моём пятом классе он посетил 39 уроков. Никогда не повышал голос, и все его замечания в итоге шли мне на пользу.
Людмила Константиновна считает, что самое главное в деятельности любого педагога – это самообразование! Русский язык – глубокий и сложный, его нужно не только знать, но и чувствовать. Именно поэтому всё своё свободное время женщина посвящала изучению и углублению в могучий язык. К моменту, когда подошло время уйти на заслуженный отдых, система образования претерпевала колоссальные изменения. Стали появляться новые учебники, на каждую последующую учебную четверть корректировались школьные программы, менялись условия сдачи выпускных экзаменов, ввели централизованное тестирование и прочее. Многие советские учителя не стали вникать в изменения и просто оставили своё дело более молодому поколению.
– В начале 2000-х работать в школах было сложно, потому что стали отходить от привычной советской системы образования. А когда ввели ЦТ, то многие учителя испугались и не особо понимали, для чего это делается. Не буду говорить за всех, а только за себя: было сложно перестроиться! Тем более я возглавляла тогда методическое объединение. Поэтому тут уже без самообразования было не обойтись. Выписывала все журналы, которые тогда были доступны по русскому языку и литературе. Дома все полочки и шкафчики были уставлены книгами. Муж всегда шутил, что куда бы он не пошёл, ему «падает» на голову русский язык. Но без этого было никак! Нам так и в педтехникуме говорили: «Учитесь сами, чтобы учить детей!» Поэтому всегда старалась следить за своей речью и поведением. Ведь сама деревенская и работала на селе, да и в Столине на чистом русском не говорят. Убрать диалект очень сложно. Но мне же хотелось быть примером! Как личность я состоялась только благодаря своей профессии. Сейчас часто думаю, что если бы начать всё сначала, то я бы всё равно стала учителем. Поэтому, когда уходила на пенсию, хотелось, чтобы на моё место пришёл грамотный и ответственный педагог, который стерпит все «реформы». Так сказать, замену выбирала себе самостоятельно.
Даже уйдя на заслуженный отдых, оставить педагогическую деятельность Людмила Константиновна не смогла, поэтому обучала русскому языку в качестве репетитора. До 78 лет она помогала ребятам в подготовке к централизованному тестированию. В свободное время читала прессу и художественную литературу. Время от времени пролистывала учебники по русскому языку, чтобы восполнить свои знания. Ведь бывших педагогов не бывает – это на всю жизнь. Но, к сожалению, век наш не вечен, и пришло время позаботиться о своём здоровье и спокойствии.
Сложно перечислить все достижения и награды педагога. Намного ценнее и важнее отклики и воспоминания бывших коллег и учеников Людмилы Константиновны Лосацкой, которые то и дело во время нашей беседы «обрывали» мобильный телефон женщины, чтобы назначить встречу и поздравить её с 80-летним юбилеем. Ведь встреча с ней дорого стоит: красивая и грамотная речь, интереснейшая биография и жизненный опыт, которым она с удовольствием делится со своими гостями.
Большое спасибо Вам, уважаемая Людмила Константиновна! Благополучия, здоровья и долгих лет жизни. Ваш труд бесценен!
Надежда ГРЕЧКО
Фото автора

Об авторе
admin
Показать все новости
Посмотрите последние новости этого автора
Центр общественного наблюдения
И погода благоволит

И погода благоволит

17 января, 2025
Повторение – мать учения
Предыдущая новость

Следующая новость

Оставить комментарий

Похожие новости