Торговля всегда играла важную роль в жизни страны. С развитием рыночных отношений профессия продавца стала одной из
распространённых и востребованных. В былые времена работать продавцом считалось почётным. Со временем на рынке труда начали доминировать совсем другие профессии, тем не менее без грамотных и ответственных продавцом в нашем мире не обойтись.
Трудовой стаж Екатерины Васюхневич в торговле – 30 лет, из них девять она работает в магазине «Родны кут №15» аг. Большое Малешево. С 2019 года женщина – заведующий этим магазином.
Как говорят коллеги Екатерины Григорьевны, её неиссякаемой энергии можно только позавидовать. Женщина обладает удивительной способностью располагать к себе людей всех возрастов. Поэтому пользуется заслуженным уважением у жителей агрогородка Большое Малешево и своих коллег. По итогам 2023 года именно эта торговая точка под чутким руководством Екатерины Васюхневич занесена на районную Доску почёта – это, прежде всего, признание её заслуг на профессиональном поприще.
– Мы здесь все как одна семья, – уточнила Екатерина Григорьевна, приветливо улыбаясь. – Наталья Лозейко и Татьяна Янук начинали работать со мной ещё в кафе. Наверное, поэтому у нас такой дружный коллектив. Отмечу, что наш магазин по итогам 2017 года так же был лучшим.
Впрочем, путь в профессию продавца у моей собеседницы очень прост: подружка Галина ехала устраиваться на работу в сельпо, предложила и Екатерине. Так, 23-летняя девушка Катя в 1994 году попала на работу в кафе «Ромашка» аг. Большое Малешево.
– У меня не было специального образования, – делится воспоминаниями женщина. – Чуть больше недели я была простой ученицей. Руководство достаточно быстро усмотрело во мне ответственного работника. Поэтому, не раздумывая, доверило мне кассу.
Начало трудового пути пришлось как раз на 90-е годы. Работать было нелегко, но она справилась.
– Очень хорошо помню то время, – вспоминает Екатерина Григорьевна. – Как раз появились деньги – «зайчики». Их было столько много, что считать приходилось часа два, а то и больше. Выручку сдавала в нескольких коробках. Ассортимент товаров в магазине был скудным. Сметану, масло подсолнечное привозили в бидонах. Масло сливочное поставляли огромными кусками, которое приходилось самостоятельно разделять на меньшие части. Молоко, кефир, спиртные и газированные напитки доставляли в стеклянных бутылках в тяжёлых ящиках. Много приходилось заполнять документации. Ведь всё писали вручную. Теперь товаров в 15 раз больше, тем не менее работать стало легче. И всё благодаря специальной системе для заказа товаров – Fusion Trade.
Впрочем, в любое время работать продавцом – непросто. Надо иметь крепкие нервы и правильный подход к покупателям. Как признаётся сама Екатерина, у неё есть особенно любимые посетители, которые часто заходят в магазин ради того, чтобы просто поговорить.
– Доброжелательность для продавца – самое главное качество, – рассуждает женщина. – Если продавец придерживается принципа в своей работе, что покупатель всегда прав, значит, ему и работается легко. Покупатели бывают разные, и часто нам приходится выступать в роли психологов. Ведь случаются в моей работе и неприятные ситуации. В магазине самообслуживания за посетителями нужен, как говорится, «глаз да глаз». Есть, конечно, случаи, когда и товар оказывается испорченным. Поэтому наш коллектив всегда старается уладить неприятный инцидент мирным путём.
Со слов моей собеседницы, рабочий день проходит на одном дыхании. Приёмка, раскладка и заказ новых товаров, обслуживание покупателей, заполнение бумаг и много другой работы.
– Скучать или жалеть себя некогда, – с улыбкой говорит Екатерина. – Мы работаем на наших покупателей. Скажу честно, что ни в каком другом направлении не вижу себя. Имея такой большой трудовой стаж в этой сфере, понимаю, что выбрала профессию по душе. После школы хотела получить медицинское образование. Однако порезала себе палец, увидела много крови, стало дурно. Поэтому поняла, что мечту нужно оставить в прошлом.
Несмотря на конкуренцию с другими торговыми объектами в агрогородке, ежемесячная выручка в магазине «Родны кут № 15» не падает. Как в летний, так и зимний периоды она одинаковая.
– Летом, конечно, больше покупают мороженое, соки и газированные напитки, – рассказывает Екатерина Васюхневич. – В зимний период – мясные изделия, фрукты и овощи. Молочка расходится одинаково, независимо от поры года. Стараюсь всегда прислушиваться к мнению посетителей и заказываю продукты питания, которые хотят видеть жители на прилавках. Мы работаем так, чтобы людям хотелось возвращаться к нам за покупками. Такую задачу всегда ставлю на первый план.
Надо заметить, что, несмотря на большую загруженность на работе, Екатерина Григорьевна всегда уделяла внимание своим детям: следила за их учёбой в школе, знала их интересы и для каждого была и остаётся самым близким другом. Одна из дочерей тоже работает в торговле.
Кроме работы в магазине, у Екатерины немало обязанностей и дома: работа в парнике, на огороде, визит к любимым внукам, уборка в доме. А ещё она любит готовить что-нибудь вкусное для своей семьи.
А ведь правда, когда работаешь в магазине на селе, тебя все знают, и ты знаешь всех. Многие приходят не просто за покупками, а и обсудить последние новости. В некоторые торговые точки заходить особенно приятно именно благодаря таким людям, как Екатерина Григорьевна и её коллектив, которые приветливо встречают каждого по другую сторону прилавка. Согласитесь, от улыбки продавца зачастую зависит наше настроение на целый день.
Ольга СЕГЕН
Фото автора