Пинский межрайонный комитет государственного контроля в рамках конституционных полномочий, определенных для органов Комитета государственного контроля основным Законом государства, а также в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» в 2023 году продолжал осуществлять контрольно-аналитические мероприятия, направленные на защиту интересов государства в экономической сфере в соответствии с планами работы КГК Республики Беларусь и КГК Брестской области.
Во взаимодействии с Пинским межрайонным отделом УДФР КГК Республики Беларусь по Брестской области и другими правоохранительными органами проведено 5 проверок финансово-хозяйственной деятельности (ГЛХУ «Полесский лесхоз», УП «УКС города Пинска», ОАО «Лунинецкий молочный завод», РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», ОАО «Пинскводстрой») и 12 мониторингов на территории города Пинска, Ивановского, Лунинецкого, Пинского и Столинского районов. В ходе мониторингов обследованы объекты более 50 предприятий, организаций и учреждений региона.
Мероприятиями был охвачен широкий спектр вопросов в различных отраслях и сферах экономики. Приоритетные направления деятельности – контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных и иных государственных средств, вопросы использования государственной собственности, реализации республиканских и региональных программ, соблюдения законодательства в сфере финансовых и бюджетных отношений, использования государственного имущества.
Контрольно-аналитическая деятельность межрайкомитета в 2023 году была направлена на максимальное использование мер профилактического и предупредительного характера, в т.ч. применение такой формы контроля как мониторинг, а также использование информационных баз данных.
Из 12 мониторингов, проведенных межрайкомитетом, 7 связано с изучением ситуации в сельском хозяйстве. Обследованы объекты 36 сельхозорганизаций Ивановского, Лунинецкого, Пинского и Столинского районов по вопросам посевных и уборочной кампаний, содержания скота в зимне-стойловый период, соблюдение техрегламентов в животноводстве, постановки техники на хранение. Также проанализировано принятие сельхозорганизациями мер по обеспечению достоверности и своевременности внесения сведений в государственную систему «AITS».
Кроме того, проведены мониторинги по вопросам целесообразности расходования государственных средств на закупки товаров и услуг, распоряжения государственным имуществом, работы медицинских учреждений, эффективности расходования средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По всем выявленным нарушениям приняты соответствующие меры по их устранению.
В ходе контрольно-аналитических мероприятий установлены такие нарушения, как завышение стоимости строительных работ, финансируемых за счет бюджетных средств, иные нарушения законодательства в сфере строительства, завышения стоимости мелиоративных работ, нормативных правовых актов о закупках товаров (работ, услуг), в сфере трудовых отношений, в т.ч. незаконное начисление и выплата премий, реализация товаров с нарушением технических нормативных правовых актов, налогового законодательства, представление в органы госстатистики и иные государственные органы искаженных данных статистической отчетности и ряд других. Также выявлены необоснованные посреднические схемы, повлекшие финансовые потери организаций вследствие приобретения и реализации товаров через посредников на сумму свыше 200 тыс. руб. В сельском хозяйстве выявлены факты нарушений техрегламентов в животноводстве и растениеводстве.
По результатам контрольно-аналитических мероприятий в 2023 году взыскано в бюджет денежных средств на сумму 670 тыс. руб., предотвращено выплат государственных средств – более 2,5 млн. руб., поставлено на учет объектов основных средств на 1,2 млн. руб., увеличена (восстановлена) доля государства в уставных фондах трех юридических лиц на общую сумму свыше 600 тыс. руб.
В местные органы власти направлено 58 писем для принятия мер реагирования, а субъектам хозяйствования – 100 рекомендаций об устранении нарушений и недостатков. Вынесено 30 постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц организаций и 6 – юридических лиц. К дисциплинарной ответственности привлечено 150 работников предприятий, организаций и учреждений. По направленным в правоохранительные органы материалам возбуждено 11 уголовных дел. Сведения по результатам отдельных контрольно-аналитических мероприятий Пинского межрайонного комитета использовались при докладе Главе государства, а также для информирования Совета Министров.
В Комитет государственного контроля Брестской области направлены заключения о ходе выполнения 7 поручений Главы государства, относящиеся к региону, в котором Пинский межрайкомитет уполномочен проводить контрольно-аналитические мероприятия. Подготовлено два предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты.
Вышеуказанная работа межрайкомитета продолжится и в 2024 году. В первом полугодии на основании Плана выборочных проверок в Брестской области Пинским межрайкомитетом будут проведены проверки ГЛХУ «Лунинецкий лесхоз» (месяц начала – февраль) и КУМПП ЖКХ «Ивановское ЖКХ» (апрель). Кроме того, запланировано, что специалисты Пинского межрайкомитета в качестве соисполнителей будут участвовать в контрольно-аналитических мероприятиях, проводимых Комитетом государственного контроля Брестской области.
Председатель Пинского межрайонного комитета В.В. Гордич