Шестого июня – Международный день русского языка. Дата выбрана оправдано – это день рождения великого русского писателя, поэта и драматурга Александра Сергеевича Пушкина. Именно его считают создателем современного литературного русского языка. Для нас, граждан Республики Беларусь, белорусский и русский языки – государственные.
В честь этого дня поговорим об учителях русского языка и литературы, которые смогли вокруг этих двух, казалось бы, стандартных предметов создать совершенно уникальную атмосферу и свой метод обучения учащихся.
Людмила Куст – учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Давид-Городка. В профессии с 1987 года. Имеет высшую квалификационную категорию.
Родилась Людмила в Давид-Городке. Девушка закончила 10 классов и отправилась покорять город Брест, но с первого раза в педагогический институт не поступила. Вернулась на родину и устроилась на Давид-Городокское инструментальное производство сверловщицей, а по ночам усердно готовилась к поступлению в институт. Посещала музыкальную школу по классу «Баян».
– Людмила Николаевна, в какой момент Вы поняли, что будете учителем?
– В конце первого класса. Я писала первый диктант в прописях, за который получила двойку. Понимала, о чём пишу, а вот написать не смогла. Вместо «ежиха» написала «ежила». Как мне было стыдно перед собой и мамой! Не передать словами. С тех пор дала себе установку – больше такого не повторится. Со своими подружками, которые были младше меня, играли только в школу. Учила их писать и читать. Я была учителем, они – учениками. Вот с тех пор – это была моя мечта.
– Почему именно учитель русского языка и литературы?
– Это тоже не спонтанное решение. Любовь к русскому языку и литературе привила мне Вера Петровна Кузьмич – прекрасный человек и педагог. Она владела грамотной русской речью, была в меру строгой, позитивной, неравнодушной и очень любила детей. Тогда я мечтала, когда стану учителем, то непременно буду самым лучшим учителем русского языка и литературы, как Вера Петровна.
– С чего началась ваша педагогическая деятельность?
– В 1987 году я окончила педагогический институт и была направлена в Рубельскую школу учителем русского языка. Отработала всего лишь год. Судьба распорядилась иначе: переехала в г. Брест и восемь лет обучала детей в средней школе №24. В 1997 году вернулась с семьёй на родину, в свой Давид-Городок. Пошла работать во вторую школу педагогом социальным, совмещая уроки русского языка и литературы. Так проработала 17 лет. Затем перешла на часы, назначили классным руководителем. В 2020 году у меня был первый выпуск, правда, и последний. Скоро ухожу на заслуженный отдых.
– Людмила Николаевна, идеальный учитель русского языка и литературы – это кто?
– Для меня, в первую очередь, грамотный учитель, позитивный, креативный, энергичный, понимающий, который в любом учащемся старается открыть талант: кто-то здорово пишет стихотворения, кто-то тонко анализирует текст, а у кого-то красивый почерк. Главное, чтобы ребёнок почувствовал свою нужность и важность. А ещё идеальный учитель – это образец верности своему делу. Я всегда стараюсь вложить в урок, классное или внеклассное мероприятие свою душу. Очень люблю писать сценарии к различным мероприятиям в школе. Могу часами что-то делать своими руками и получаю от этого удовольствие. Пишу стихи и рассказы, которые публиковались в районной газете. В своей профессиональной копилке имею сертификат «Творческая личность в образовании» за участие в районном конкурсе «З паэтычнага сшытка настаўніка». За свою трудовую деятельность есть и другие награды. В этом учебном году принимала участие на лучший кабинет русского языка и литературы. Жюри высоко оценили мой труд и наградили дипломом первой степени.
– Какими наградами порадовали Ваши подопечные?
– В этом учебном году Дмитрий Романовский получил 98 баллов по русскому языку на ЦТ. Александр Рымар получил диплом первой степени в районном конкурсе «Дебют», а Алеся Зубей стала победителем в этом же конкурсе в прошлом учебном году. В 2021/2022 учебном году Святослав Новак получил диплом первой степени в районной олимпиаде по русскому языку.
– Согласны ли Вы с утверждением: «Учитель учится всю жизнь»?
– Согласна. На протяжении всей педагогической деятельности учитель должен повышать свою квалификацию, идти в ногу со временем. Учитель использует определенные приёмы и методы, подбирает формы для подачи изучаемого материала с учётом новых технологий обучения.
Людмила Конончук – учитель русского языка и литературы Ремельской средней школы с 2010 года. Высшая квалификационная категория.
Родом Людмила из Ольшан. Родилась в многодетной семье. В 2001 году Людмила закончила среднюю школу в аг. Ольшаны и поступила в Минский индустриально-педагогический колледж по специальности «Учитель технического труда». Успешно его окончила и была направлена в Ольпенскую базовую школу, но на этом Людмила не остановилась. Работая в школе, она поняла, что профессия учителя очень интересная. Душа лежала к совсем другому предмету – русскому языку, поэтому поступила в БГПУ имени М. Танка и успешно закончила его в 2012 году.
– Людмила Ивановна, почему выбрали эту профессию, эти школьные дисциплины, что на это повлияло?
– Сейчас сказать, почему стала учителем, уже просто и понятно. Ещё в детстве я представляла, что работаю в школе. Мечтала, что прихожу в школу, а меня встречает толпа детей, и все хором кричат: «Людмила Ивановна, добрый день». Кто повлиял на мой выбор? Моя первая учительница – Галина Георгиевна Пашкевич. В будущем смогу лично с ней поработать в Ремельской школе. Скажу вам по секрету, она сохранила моё сочинение «Першая настаўніца», в котором я писала, что хочу быть учителем и непременно таким, как Галина Георгиевна.
– Чем Вас привлекла специальность «Учитель русского языка»?
– Профессия учителя русского языка сложная и интересная одновременно. Один рабочий день не похож на другой. Я очень радуюсь, видя успехи и достижения своих учащихся. Учитель всегда молод душой, полон энергии и сил работать всю свою жизнь в школе. Нравится она и тем, что можно себя проявлять, саморазвиваться.
– Что является самым сложным в профессии?
– Дети всё меньше читают книги. Как развить интерес к чтению, как побудить прочитать изучаемое произведение? Несмотря на все трудности, методом проб и ошибок нашла решение. Научила ребят делать лэпбуки. Сначала всё воспринималось в штыки, но через время ребята поняли, что благодаря такому приёму намного легче запомнить любой материал: правила, рассказы, роман, повесть и т.д.
– Помните свой первый урок русского языка?
– Конечно. В Ольпенской базовой школе преподавала в младших классах. Дети тихие и спокойные. Ловили каждое моё слово.
– В первый рабочий день в Ремельской средней школе – это был 11 класс. Волновалась, идя к ним. Не знала, как вести себя, что говорить. Ведь это, по сути, взрослые люди. Целый урок ходила по классу, не могла сесть за стол и заполнить журнал – такое было напряжение в теле. Учащиеся, наоборот, вели себя спокойно, внимательно.
– Как Вы повышаете интерес к изучению русского языка и литературы?
– Стараюсь связать изучаемое, особенно литературу, с сегодняшним днём, возрастными интересами учащихся, их привычками и взглядами. К своему уроку готовлюсь основательно. Применяю различные формы. А ещё стараюсь максимально втянуть своих детей в участие в школьных и районных олимпиадах и различных конкурсах. И это даёт свои плоды. Так, Арина Конончук в 2021/2022 учебном году получила диплом второй степени в районной олимпиаде по русскому языку, а в этом учебном году – диплом первой степени. Анна Конончук получила второе место в XV Международной молодёжной конференции «Великая Отечественная война в исторической памяти народа».
Преподавание в школе – хлопотное и ответственное дело. Но никогда мои собеседницы, две Людмилы, не усомнились в выборе своей профессии.
Ольга СЕГЕН
Фото из семейного архива