Вопросы духовно-нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, в наш стремительно развивающийся технически и инновационно век.
Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.
В настоящее время всё обучение и воспитание осуществляется в разных направлениях (трудовое, физическое, культурное, интеллектуальное), разделив его на части, как будто личность состоит из отдельных частей. В чём же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?
Юлия Гайкевич, учитель начальных классов средней школы № 2 г. Давид-Городка. Она одна из тех, кто отвечает за духовно-нравственное воспитание в стенах учреждения образования.
Юлия родилась и выросла в д. Вересница Житковичского района. Малая родина стала для девушки настоящим кладезем воспоминаний, проникнутых добротой и светлой ностальгией. Наблюдая за своей первой учительницей, Юлия мечтала, что в будущем станет как она.
В процессе воспитания духовности у детей важную роль играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его.
– Как Вы считаете, что самое важное в Вашей профессии?
– В детстве я часто гостила у бабушки в Большом Малешеве. В то время в деревне ещё не было храма и мы на велосипедах ездили в Ольгомель. Бабушка всегда нас воспитывала в православной среде. Куда бы она не шла, всё начинала делать с вознесения молитвы Богу. Я выросла, и точно могу сказать, что с приходом в церковь жизнь каждого из нас меняется – мы начинаем расти и воспитываться. В моей педагогической деятельности проблема духовно-нравственного воспитания является одним из приоритетных направлений. Каждый человек – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет своё предназначение. Одной из своих педагогических задач считаю помощь в поиске каждым ребёнком своего личного предназначения в жизни. Для этого использую разнообразные формы и методы работы. Мы принимаем участие во многих благотворительных акциях: «Новая жизнь в обмен на крышки», «Дети вместо цветов», «Коробочка храбрости» и других. Ведь только собственным примером можно научить ребёнка искренне помогать.
– Как родители воспринимают сотрудничество школы с церковью?
– Священник о. Георгий писал, что в отношении семьи к детям существует три стадии. Первая, когда семья даёт и поддерживает только физическое существование детей; вторая, когда заботятся об умственном развитии; третья, высшая стадия, когда на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботятся не о том, чтобы дать детям учёный диплом, а о том, чтобы сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова. Поэтому я горжусь родителями, которые выбирают для своих детей именно третий путь. В рамках сотрудничества нашей школы с церковью Казанской иконы Божей Матери постоянно проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания.
– Вне школы Вы участвуете в каких-то мероприятиях с детками?
– Конечно! В этом случае хочется выразить благодарность отцу Григорию Кожановскому за то, что часто привлекает нас к участию в разных религиозных конкурсах: «Спадчына-2022», «Мазайка Сусвету» и другие. На этих конкурсах наши дети заняли призовые места. Недавно я посетила семинар-совещание педагогов воскресной школы в Минской духовной академии – Свято-Макариевские образовательные чтения в г. Пинске. Я была награждена медалью Святой праведной Иулиании девы княжны Ольшанской. Нас очень радует, что наш священник всегда откликается на просьбы о встрече и помогает нам советом. Хотелось бы, чтобы во всех школах было такое тесное сотрудничество с церковью. Оно неизменно направленно во благо!
– Так что же такое нравственность?
– В твёрдом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, вера – источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
Духовность, на мой взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию её внутреннего мира. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного.
Через систему духовно-нравственного образования и воспитания в школе закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, которая помогает подготовить почву для становления личности ребёнка.
Но основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в составляющей ближайшего социального окружения ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира.
Надежда
ГРЕЧКО