Решение Международного валютного фонда о выделении Беларуси почти миллиарда долларов на борьбу с коронавирусом оппозиционные белорусские политэмигранты посчитали… необоснованным и опасным (!).
Казалось бы, поводов для раскрутки большой шумихи на ровном месте нет. Происходящее сравнимо с повторением пройденного, только в более глобальном масштабе и со своей спецификой. Еще в сентябре прошлого года МВФ сообщил о предоставлении 81 стране кредитных средств на сумму почти 100 млрд долларов для преодоления последствий пандемии коронавируса. Теперь же Совет управляющих Международного валютного фонда одобрил дополнительное выделение средств на те же цели в форме специальных прав заимствования (СПЗ) на сумму, эквивалентную 650 миллиардов долларов.
СПЗ будут переведены странам – членам МВФ пропорционально их квотам в Фонде, при этом стоит отметить, что использование данных средств не привязано к каким-либо условиям, процентная ставка составляет минимальные 0,05%, причем не устанавливаются сроки, к которым необходимо вернуть деньги.
Как заявила директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, нынешнее решение фонда можно назвать прививкой для мировой экономики во время беспрецедентного кризиса. По ее словам, средства выделили для того, чтобы помочь государствам-членам восстановиться после пандемии коронавируса COVID-19 за счет повышения ликвидности международных резервов. Беларусь – не исключение, и также вправе рассчитывать на соответствующую установленную квоту. Против этого высказались лишь, как несложно догадаться, подавшиеся в бега белорусские оппозиционеры.
На исходе лета экс-кандидат Светлана Тихановская отправила письмо главе Международного валютного фонда и министру финансов США, в котором призвала заблокировать средства МВФ, предназначенные для Беларуси. В то же время ее соратник – глава Народного антикризисного управления Павел Латушко заявил о «плане Б», если средства все же дойдут до адресата. То бишь, по сути, не придумав ничего нового, подавшаяся по другую сторону белорусской государственной границы оппозиционная рать вновь взялась за старое. Похоже, единственным делом, освоенным за без малого год, для нее все также остается лишь просить и требовать.
…В сатирическом романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» скабрезный опереточный старик – гусекрад Паниковский до революции экипируясь темными очками и тростью, прикидываясь слепым, обчищал карманы доверчивых прохожих на киевском Крещатике. Нынешним последователям упомянутого литературного персонажа – подавшейся за кордон беглой оппозиционной братии – пока что нет нужды выпрашивать миллион у несговорчивого Корейко по указанию теперешнего незабвенного Остапа Ибрагимовича Бендера: западное денежное и иное довольствие позволяет обеспечивать вполне себе безбедное существование.
Надо признать: самопровозглашенных белорусских «нацлидеров» к настоящему моменту отличают организационные бессилие и немочь вкупе с быстро прогрессирующим синдромом политического попрошайничества: активно практикуемое в качестве бурной деятельности таковое кардинально отличается от обычного главенствованием классического, исходящего из природной врожденной завистливости, принципа «сам не гам – и другим не дам». Впрочем, суть от этого меняется не сильно: политическая разновидность точно также, полностью вписываясь, подпадает под определение толкового словаря Ушакова, согласно которому попрошайничество подразумевает занятие нищенством либо постоянное, нудное приставание с просьбами о чем-нибудь.
Как известно, в СССР попрошайничество рассматривалось как форма паразитизма и стремление уклониться от общественно-полезного труда, за что предусматривалась уголовная ответственность. В Бразилии статья 60 Кодекса об уголовных нарушениях от 1941 года определяла данное понятие как прошение милостыни из праздного образа жизни или ради наживы: и по сей день согласно местной нормативно-правовой базе попрошайничество все еще остается одной из законных причин к выдворению иностранца из страны. Зато «суполку» белорусских оппозиционных эмигрантов, несмотря на откровенную деструктивность содержания их несмолкаемых повторяющихся призывов и воззваний в отношении Беларуси, высокоразвитый цивилизованный коллективный Запад никуда не собирается выдворять: напротив, пресловутое политическое попрошайничество находит с его стороны всяческую поддержку и одобрение, заботливо культивируясь чуть ли не как почетное, благородное – на пользу обществу и конкретно на пользу белорусскому государству и народу.
С Международным валютным фондом не прокатило. Ответные обиды прозвучали, надо полагать, не только потому что в крупнейшей финансовой организации мира с главным офисом в Вашингтоне не пожелали прислушиваться к «гласу вопиющих» в зарубежье радетелей за демократическое будущее Беларуси. Одним из обязательных условий выделения финансовых средств для МВФ является признание легитимности правительств: на этом основании свои пропорциональные доли в борьбе с ковидом не получат, соответственно, Мьянма, Венесуэла и Афганистан. Республики Беларусь в этом списке, как видим, нет, что автоматически расставляет точки над «i» в дискуссиях по поводу легитимности действующей белорусской власти, с чем никак не желают соглашаться упрямо и упорно проталкивающие собственные изначально предвзятые идеологические установки беглые оппозиционеры.
И вот уже представитель Светланы Тихановской по иностранным делам Валерий Ковалевский в интервью «Голосу Америки» косвенно обличает Международный валютный фонд в определенной политической некомпетентности: «МВФ сам по себе не дает оценку правозащитной ситуации в странах, не дает оценку ситуации с демократией, МВФ – это сугубо технический институт, который помогает странам разрешать проблемы с финансовой системой».
Ковалевский не скрывает и того, что белорусская оппозиция намерена приложить все усилия для недопущения получения Минском этого транша. В подтверждение – из последних новостей: офис Светланы Тихановской планирует заморозить помощь Беларуси со стороны Международного валютного фонда (МВФ) для борьбы с пандемией коронавиурсной инфекции. Об этом заявил советник Тихановской в вопросах экономических реформ Алесь Олехнович: «Мы надеемся и работаем над этим, чтобы выплата, которая могла бы состояться в сентябре, была заморожена, пока в Беларуси не состоятся новые свободные выборы и не будет новой демократической власти. Мы эту позицию доводим до США и представителей ЕС, что их представители в МВФ должны голосовать против выделения денег для Беларуси».
В конкретном данном случае речь идет о жизни и смерти буквально: дополнительные немалые средства столь же существенно увеличивают возможности для еще более эффективного лечения и последующего восстановления белорусских граждан, заболевших ковидом. Поэтому возможная «заморозка» упомянутого транша МВФ посредством политического попрошайничества, тем более восприятие такого исхода в качестве очередной «победы над режимом», не могут позиционироваться иначе, как последняя красная линия, с переходом которой окончательно утрачиваются и аннулируются морально-этические и гуманно-нравственные права эмигрирующей оппозиции называться защитниками белорусского народа.