Дата провозглашения независимости так и не состоявшейся Белорусской Народной Республики окончательно и бесповоротно переместилась из исторической плоскости в сугубо политическую. Данное событие вновь и вновь используется как повод устроить очередной протест. Нынешний год – не исключение.
Казалось бы, сама идея создания БНР дискредитировала себя еще на этапе верноподданнического, в стиле панегирика, обращения ее создателей к «Его Императорскому Величеству Немецкому Кайзеру». Соответственно, так называемый, День Воли утратил потенциальный статус исторического, тем более государственного праздника в марте 1944 года, когда к упомянутой календарной дате приурочили принятие присяги личного состава БКА – коллаборационистского формирования, образованного Белорусской центральной радой согласно постановлению командующего СС и полиции генерального округа Беларусь Курта фон Готберга. Это марионеточное войско белорусов в форме СС формировалось специально для ликвидации отрядов «народных мстителей», чьи действия представляли для вермахта все большую угрозу. Карательные функции батальоны БКА выполняли до июля 1944 года: так, совместно с СС и полицией, они участвовали в операции «Фрюлингсфест» («Праздник весны») в районах Полоцка и Лепеля, когда советские партизаны потеряли более восьмидесяти процентов своего личного состава. Кроме того, не забыты трагические последствия операции «Корморан» в Борисовско-Бегомльской партизанской зоне, другие подобного рода «акции». То есть главными «героями» Дня Воли 1944 года оказались, по сути, убийцы своих соотечественников, наших с вами предков, бесстрашно сражавшихся в тылу врага за Победу над «коричневой чумой». Однако, несмотря на тесные взаимоотношения с кайзеровским, а затем, фашистским оккупационным режимами, нам все равно неизменно продолжают навязывать 25 марта в качестве дня рождения первого «настоящего» независимого белорусского государства.
Празднование Дня Воли в 1944-м в Минске. Вот эти люди в форме СС – это белорусы. Не оккупанты и не захватчики. Те, кто предал свой народ, перейдя на сторону врага. Давайте называть вещи своими именами. Эту марионеточную армию набрали весной, чтобы воевать с партизанами, с теми, кто не предал родной земли, кто эффективно боролся в тылу врага, кто как мог приближал День Победы.
Нельзя не заметить очевидных параллелей: и когда-то, и теперь к празднованию так называемого Дня Воли оказываются непосредственно сопричастны приверженцы националистических идей, ради достижения своих целей готовые действовать любыми средствами и методами: если в 1944-м от имени этих сил выступал председатель Белорусской центральной рады, добровольный пособник гитлеровцев Радослав Островский, то сегодня – первые лица эмигрировавшей за рубеж нынешней отечественной оппозиции.
Извечная мечта белорусов о своем государстве успела воплотиться на политической карте мира достаточно давно: сначала с образованием БССР в 1919 году, затем на волне распада Советского Союза – в качестве независимой суверенной Республики Беларусь. Но оказалось, что в этом процессе белорусская, или уже – по духу и постоянному месту проживания – иностранная оппозиция вовсе не намерена ставить окончательную точку, а, напротив, полна решимости продолжать государственное переустройство. Реализация собственных масштабных политических амбиций предполагается через использование символики БНР и – построение так называемой «Новой Беларуси» – разумеется, на словах свободной, демократической, честной и справедливой.
Надо признать: нынешние националистически ориентированные «борцы за справедливость» пошли куда дальше своих предшественников – те попросту игнорировали мнения и интересы собственного народа в угоду личных честолюбивых устремлений, пытаясь договориться с оккупантами в надежде что-то хотя бы по минимуму «выжать» из этих переговоров. Теперь же их последователи действуют куда более откровенно и цинично, стараясь одновременно и по максимуму «напрячь» Запад, чтобы тот активнее и эффективнее помогал расшатывать белорусский «режим», и по ходу втягивать в борьбу народные массы, но сами при этом предпочитая, в буквальном смысле слова, держаться в стороне, наблюдать сбоку, благоразумно и предусмотрительно оставаясь на расстоянии в полной безопасности.
Приведенное утверждение – вовсе не преувеличение. На днях самопровозглашенный «нацлидер» С. Тихановская заявила: «Наша стратегия состоит в том, чтобы лучше организоваться, подвергать режим постоянному давлению до тех пор, пока люди не будут готовы выйти на улицы снова, возможно, весной. 25 марта – это День Воли. День нашей независимости. И я призываю всех белорусов готовиться к этому дню уже сейчас: мобилизовать протестный дух, выстраивать безопасные сообщества, планировать возвращение на улицы…». Примерно в том же духе высказался и ее советник Ф. Вячорка.
Ширма процитированных громких фраз не скрывает истины: для Тихановской, Вячорки и прочих забугорных «патриотов» 25 марта – прежде всего, день сознательного провоцирования людей на нарушения закона – с подразумеваемым по сценарию свирепеющим уличным разгуляем, возможными стычками с правоохранителями и реальными задержаниями. Если слепо, не задумываясь, следовать вышеприведенным подробным указаниям, анонсированный День Воли вполне может обернуться не одними сутками неволи. Кто же по итогу окажется в выигрыше? Цинично и, тем не менее, факт: для организаторов подобных шествий чем больше задержанных – тем лучше: таков уж показатель эффективности их действий. Одним – мытарства на зябком холоде, отсидки, проблемы дома и на работе, другим – европейская лояльность вкупе с дополнительными бонусами и грантами. Хороший повод задуматься, прежде всего, тем, кто еще слушает призывные речи беглых борцов со своей собственной страной.
Глеб МАЙСКИЙ