…Гуляя по парку, случайно услышала разговор женщины и ее внучки лет пяти. Девочка была явно расстроена из-за того, что упала в детском саду.
— Тебе было больно?
— Да, я упала, а Вика смеялась надо мной!
— Да, это неприятно. А скажи, если кто-то так же упадет или споткнется, ты будешь смеяться?
Немного подумав, что это, наверное, не повод для смеха, девочка не очень уверенно ответила:
-Нет, конечно, я не буду смеяться!
Им предстоит еще много бесед, чтобы девочка хорошо прочувствовала через свои переживания боль другого человека…
Смех – здоровье
Смех является одной из важнейших потребностей нашей психики, ведь уже в возрасте трёх месяцев младенцы начинают улыбаться, а смеяться учатся намного раньше, чем говорить. И именно улыбка и смех свидетельствуют о том, что сознание ребенка развивается нормально. Смеясь, мы снимаем напряжение, понижаем уровень тревожности, расслабляемся и, соответственно, укрепляем иммунитет и реже болеем.
Примерно с 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как показатель мышления. Ребенок хохочет над нестандартными ситуациями, необычным поведением родителей и т. д. От 3 до 6 лет детки обладают достаточно высоким уровнем мышления. Они смеются над несоответствиями их знаний и опыта. Школьники от 7 лет попадают во взрослую среду, в которой они часто сталкиваются с огромным количеством трудностей в общении, поэтому они используют шутки как способ снизить напряжение от социальных проблем. Ребята с менее развитым словарным запасом используют физические шутки — дергания за косички, щекотку… В данном случае очень важна роль взрослого, который будет корректировать поведение ребенка и разъяснять, где шутки переходят границы. Таким человеком может быть как родитель, так и психолог учреждения образования.
Природа не зря подарила нам смех: он полезен для здоровья и даже во многих странах в детских больницах приходят в гости клоуны для того, чтобы помочь переносить боль и справляться с трудностями. Положительные эмоции стимулируют развитие участков головного мозга, которые отвечают за творчество, гибкость и нестандартность мышления, а также фантазию. При этом смех помогает побеждать фобии и страхи, поэтому может применяться и в психотерапии.
Ребенок, который смеется в детском коллективе, является «принятым», так ему проще рассказывать о себе, своих увлечениях, раскрываться. Еще интересный факт: люди с развитым чувством юмора более удачливы по жизни, смотрят на жизнь с оптимизмом, но при этом относится к себе со здоровой самоиронией.
Высмеивание и буллинг
Нужно разграничивать два понятия: «СМЕХ» и «ВЫСМЕИВАНИЕ».
Смех никому не приносит эмоциональных страданий, а высмеивание – один из признаков буллинга — задирания, запугивания, преследования одного члена сообщества другими. Это неприятные прозвища, унижения, угрозы, порча личных принадлежностей, применение ненормативной лексики относительно конкретного человека. Эта проблема существовала в разные времена, в разных школах и среди разных социальных групп молодежи. Почему же одни люди издеваются над другими? Большинство задир считают, что таким образом они демонстрируют силу своего характера, самоутверждаются, поднимают свой авторитет среди сверстников.
Часто родители считают, что самым действенным способом помочь ребенку, который является жертвой насмешек со стороны сверстников, — это сделать так, чтобы ребенок больше не общался с теми детьми, которые над ним издевались. Таким образом, родители могут принять решение перевести своего ребенка в другую школу, и тогда может показаться, что все проблемы решатся сами. К сожалению, не всегда это «волшебное средство» оказывается действенным. Более того, довольно часто в новом классе отношения ребенка начнут складываться по знакомому вам сценарию. И что же тогда? Снова менять школу?! А смена школы для ребенка — это стресс. Если не помочь школьнику подкорректировать свое поведение и отношение к окружающим людям, переход в другой коллектив окажется, как минимум, бесполезным. Поэтому, даже если вы считаете, что перевод ребенка в другую школу неизбежен (а в некоторых случаях это действительно необходимо), нужно все-таки помочь справиться со своими страхами для того, чтобы ребенок перестал провоцировать других людей на насмешки своим поведением.
Самостоятельность
Абсолютно правильно то, что не нужно пытаться самим «расправиться» с обидчиками своего чада (исключение составляют лишь те случаи, когда речь идет о серьезной угрозе физической расправы над ребенком). Это, скорее всего, приведет к тому, что положение ребёнка в коллективе ухудшится, ведь дети не любят тех, кто постоянно прячется за «папину спину», жалуется взрослым. Ребенок должен сам научиться решать свои проблемы в межличностных отношениях, другое дело, что ему может понадобиться поддержка взрослых, именно в этом и должен помочь педагог-психолог учреждения образования, в котором учится ребенок.
Очень важно для ребенка, который боится насмешек со стороны сверстников, получить позитивный опыт общения с другими детьми. Скорее всего, этот опыт у него уже есть, однако под влиянием переживаний и эмоциональных потрясений, вызванных под влиянием насмешек в свой адрес, ребенок забыл о других детях, с которыми у него хорошие отношения. Напомните ребёнку о девочке Маше, с которой они дружат, вместе посещают музыкальную школу. Мол, Маша вовсе не смеется над ним, а наоборот, хочет общаться. Когда ребенок помнит об уже имеющихся друзьях, ему легче перенести неприятные моменты, которые случаются с ним.
Самооценка ребёнка
Страх быть высмеянным часто связан с низкой самооценкой ребят. Поэтому задача близких людей — помочь освободиться от этого страха и повысить самооценку.
Необходимо обсудить с ребенком, который боится быть высмеянным, всегда ли нужно поступать так, чтобы тебя НЕ высмеяли, всегда ли надо подчиняться большинству и делать как все? Это очень важный вопрос, который влечет за собой серьезные проблемы. Так, под влиянием сверстников, младшие школьники начинают курить или пробуют алкоголь (а иногда и более серьезные психоактивные вещества), именно из-за «стадного» чувства боязни, что в случае отказа его будут считать «слабаком», «маменькиным сынком» и др.
Если вашему ребенку нужна психологическая помощь в налаживании отношений со сверстниками, обращайтесь за помощью к педагогу-психологу вашего учреждения образования либо педагогу-психологу ГУО «Социально-педагогический центр Столинского района». Буду рада помочь. А как иначе: должны смеяться дети и в мирном мире жить!
Наталья САЕВИЧ, психолог СПЦ