В конце июня прошлого года в районе р. п. Речица велись раскопки. Поисковики из столицы, представители власти, разных организаций и местные жители стремились разгадать тайну полесской земли.
В ходе поисковых работ были обнаружены фрагменты двигателя, техническая шильда с номером самолета, дюралевые фрагменты фюзеляжа, кислородные баллоны, костные останки членов экипажа, пулемёт ШКАС и пистолет ТТ. В результате судмедэкспертизы было установлено, что костные останки являются частями скелета двух человек.
Началась работа над установлением хронологии событий тех дней и выяснением экипажа самолёта, который вернулся с боевого задания лишь в 2019 году. Методист по охране историко-культурного наследия отдела культуры райисполкома Александр МАРУШКО рассказал, что Музеем военной истории Республики Беларусь, райисполкомом направлялись запросы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, Центральный музей ВВС Российской Федерации и иные организации.
Ожившие страницы истории
По номерам двигателя удалось установить, что в июле 1944 года на этом самолёте на боевое задание вылетал экипаж гвардии младшего лейтенанта Анатолия Игошина. Но версия подвергалась сомнению из-за номера на шильде, который не совпадал с тем, что значился в документах.
Дополнительно была получена информация о том, что в журнале боевых действий 20 гвардейского бомбардировочного авиаполка за 1943-1945 годы значится, что «с 8 на 9.7.1944 задача: уничтожить эшелоны и разрушить ж. д. пути на ж. д. станции: «Белосток»; … потери: 1эк. Игошин, Абрамов, Филатов, Кирколенко с б/з не возврат. после радиогр. 0058 «Задачу выполнил»».
В журнале учёта потерь материальной части Авиации дальнего действия за 1944 год указано, что в ночь с 8 на 9 июля самолёт Ил-4 (летчик Игошин) 20-го гвардейского авиационного полка 3-й гвардейской авиационной дивизии 3-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия не вернулся с боевого задания. В 00.58 летчик донес, что задание выполнено. Был сбит на обратном маршруте, упал в 10 километрах западнее города Столина на линии фронта. Лётчик и штурман выбросились на парашютах, летчик погиб, штурман прибыл в часть. Судьба стрелка и радиста не известна.
Также из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации поступили сведения об экипаже. Лётчик – гвардии младший лейтенант Анатолий Игошин родился в 1922 году в д. Крутая Шаблинского района Кировской области. В Красной Армии служил с мая 1941 года. Погиб при выполнении боевого задания 9 июля 1944 года и похоронен на поляне леса северо-западнее Столина. Штурман – гвардии лейтенант Михаил Абрамов родился в 1923 году в с. Благодарное Отрадненского района Краснодарского края. Погиб при катастрофе самолета 21 апреля 1945 года. Похоронен на кладбище с. Мельгев Люблинского повета Люблинского воеводства, Польша. Воздушный стрелок-радист – гвардии младший сержант Фёдор Филатов родился в 1922 году в с. Гаврилова Слобода С.-Будского района Черниговской области. Был призван в армию Красносулинским ГВК Ростовской области, не возвратился с боевого задания 9 июля 1944 года. Воздушный стрелок – гвардии сержант Иван Кирколенко родился в 1918 году в Воробъевском районе Воронежской области. Призван в армию в феврале 1940 года. Не вернулся с боевого задания 9 июля 1944 года.
Стало известно, что 14 июля 1944 года из состава экипажа Игошина в часть прибыл штурман Абрамов и доложил, что самолёт был обстрелян противником, но маневрированием экипаж вышел из зоны огня. На обратном маршруте шёл со снижением, изменяя курс. При подходе к линии фронта штурман услышал сильный треск под самолётом, вся кабина осветилась красным светом. Штурман делал попытку вызвать лётчика по СПУ, но воздушное судно перешло в пикирование, и он упал в носовую часть кабины. После некоторых усилий штурман, добравшись до СПУ, передал лётчику Игошину: «Выводи, будем прыгать!..», – но лётчик не отвечал. Штурман, увидев, что тот встал на сиденье и исчез, быстро открыл люк и покинул самолёт.
Абрамов приземлился благополучно в 10 километрах западнее Столина. При приземлении наблюдал на земле горящий самолёт. Узнав, что находится на своей территории, направился в воинскую часть, расположенную в пяти километрах от места происшествия.
Штурман Абрамов два дня разыскивал упавший самолёт, но безуспешно. 10 июля нашёл труп лётчика, похоронил друга и направился в свою часть.
О стрелке-радисте Филатове и воздушном стрелке Кирколенко данных не было. Предполагали, что они погибли вместе с самолётом, который вошёл в крутое пикирование, и выброситься им было очень трудно.
Сомнения были
… и их нужно было рассеять. Не давал покоя номер на технической шильде, который не совпадал с тем, что значился в документах. Решили рассмотреть версию, что обнаруженный самолет Ил-4 принадлежал экипажу гвардии капитана Николая Жугана, который был сбит истребителем противника второго июля 1944 года. Но предположение оказалось ошибочным: был убит один член экипажа, два вернулись в часть, пропал без вести один солдат. При изучении имеющихся материалов были и другие расхождения: несоответствие номеров обнаруженных двигателей и номера пистолета ТТ.
Одновременно с этим изучались так называемые «Заявленные победы лётчиков Люфтваффе» в период с 22 июня 1941 по май 1945. В соответствии с указанными координатами, в районе р. п. Речица в ночь с 8 на 9 июля 1944 года командиром третьей эскадрильи сотой эскадры ночных истребителей (размещавшейся в указанный период в г. Пинск) гауптманом Августом Фишерем в 00.52 (по берлинскому времени) на высоте 2900 метров был сбит самолет Ил-4. А в этот промежуток времени в этом квадрате находилось воздушное судно Игошина и воздушных боев больше не производилось. Это ещё раз подтвердило, что речь идёт об экипаже Игошина. А обнаруженные останки принадлежат воздушному стрелку-радисту Фёдору Филатову и воздушному стрелку Ивану Кирколенко. Эту версию подтвердили в Музее военной истории Республики Беларусь, а также в Центральном музее ВВС РФ.
Известны имена
героев
Собрав всю необходимую доказательную базу, Столинским райисполкомом принято решение о передаче обнаруженных останков Филатова и Кирколенко представителям администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области Российской Федерации для последующего захоронения их в братской могиле в с. Верхний Бык Воробьевского района Воронежской области.
Сегодня решается вопрос транспортировки и передачи останков в соседнюю страну, где проживают родственники Ивана Кирколенко. По просьбе Речицкого сельисполкома, где находятся костные останки солдат, Столинским ЖКХ для этого изготовлена специальная урна. А на месте падения самолёта по инициативе местных жителей установлен крест и плита с именами павших героев. Поэтому благодаря неравнодушным людям ещё два защитника Родины, многие годы считавшиеся без вести пропавшими, вернулись с войны.
Людмила
КАСПЕРОВИЧ
Фото автора