Как часто в лексиконе родителей звучат фразы: «Мы заняты, подожди, поиграй сам, дай покоя, потом и т. д.»? К сожалению, это «потом», так и не случается. Ребёнок ощущает себя ненужным, брошенным, не защищенным. У маленьких детей требование внимания к себе переходит в плач, истерику, у более старших – в замкнутость, отчужденность и желание отомстить.
Мы даем детям пищу, кров, одежду — удовлетворяем базовые потребности живого существа, забывая о том, что никакие самые лучшие игрушки не заменят ребенку радость общения с родителями, их ласку и заботу. Это чувство единства необходимо воспитывать в себе, детях, в семье с раннего детства.
Международный день защиты детей, приходящийся на первый день лета, отмечают во всем мире с 1950 года. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года. Организация Объединенных Наций поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. В настоящее время торжественные мероприятия 1 июня проходят более чем в 60 странах мира.
Защита детей – это каждодневный труд, в первую очередь, родителей, педагогов, врачей. Непередаваемые чувства охватывают врача, когда в родильном зале раздается первый детский крик. В этот момент сложно представить, как из этого маленького хрупкого существа, вырастет настоящий взрослый человек. Сколько физических трудностей и психологических потрясений перенесет ребенок, пока не вступит во взрослую жизнь. Научится ли малыш, благодаря помощи родителей и педагогов, преодолевать эти трудности, не станет ли «штатным» посетителем медицинских учреждений.
О качестве нашей совместной с родителями работы говорит несколько важных показателей: детский травматизм и признание детей, находящимися в социально опасном положении. Так за 1 квартал 2020 года в Столинском районе зарегистрировано 176 травм у детей и подростков в возрасте от 0 до 18 лет. В быту произошло 159 травм, поэтому первостепенная задача родителей обеспечить проживание ребенка в безопасном доме. Ребенок должен понимать значение слова «нельзя», приобретать навыки в соответствии с возрастом. Его игровое место должно иметь свои границы. Родители, проявив наблюдательность при каждодневном общении, без труда определят любимое занятие ребенка. Ребенок в возрасте до 3-х лет, при отсутствии манежа, должен находиться от родителя на расстоянии вытянутой руки. Страницы газет, памятки и буклеты, социальная информация на экране телевизора, баннеры и другие виды наружной рекламы ежедневно напоминают нам о тех опасностях, которые таит в себе улица, в т.ч. проезжая часть. Между тем, в 1 квартале 2020 года зарегистрировано 12 уличных и 3 транспортных случая. Школьных травм зарегистрировано 2, и чаще всего они связаны с поведенческими факторами самих детей, которым хочется побалагурить. Моя внучка, в процессе игры с мягкими игрушками, надула щеки. На вопрос: «Что случилось?», ответила «Подраться хочу», т.е. выплеснуть свои эмоции, и игрушки подрались.
А как относиться к тому факту, что по состоянию на 01.01.2020г. 163 ребенка в 65 семьях признаны находящимися в социально опасном положении? В большинстве этих семей имеются проблемы с алкоголем, а в некоторых такой уклад жизни считается нормой, так как сами родители когда-то выросли в обстановке невнимания, отсутствия любви и заботы.
Малолетние дети, как губка, впитывают каждое родительское слово, каждый шаг. Если к ребенку применяется физическое наказание, то, чаще всего, его модель поведения в будущем, будет такой же. Хорошо подумайте, прежде чем сквернословить или поднимать на ребенка руку. Говорят, что внуков любят больше, чем собственных детей, позаботьтесь о них.
Только в процессе ежедневного общения с детьми от пожелания доброго утра, приема пищи, уборки помещения, активных игр, совместного приготовления пищи, работы в палисаднике или мастерской, поездке на велосипеде, игре в бадминтон, чтении книг, просмотре фильма и т.д. проявляя огромную родительскую любовь и заботу, мы учим своих детей. Когда вырастут, они обязательно скажут вам: «Большое спасибо, что научили».
Раиса МИСЮРА,
врач педиатр кабинета ЗОЖ УЗ «Столинская ЦРБ»