Наниматель, прекращая трудовые отношения с работником, обязан своевременно и в полном объеме выплатить все суммы, причитающиеся на день увольнения. Анализ судебной практики показывает, что в Минске рассматривается множество трудовых споров, связанных с исками работников к нанимателям о взыскании окончательного расчета при увольнении и среднего заработка за задержку его выплаты. Судья Инна Яблокова рассказала для БЕЛТА, какие факторы учитываются судами при разрешении подобных споров.
К выплатам, которые наниматель должен произвести при увольнении, в первую очередь относится заработная плата за отработанный отчетный период. Например, если работник увольняется 15 марта, а срок выплаты зарплаты по локальному правовому акту установлен на 20 число каждого месяца, то заработная плата за период с 1 по 15 марта должна быть начислена и выплачена работнику не позднее дня увольнения.
Также к таким выплатам относится денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск, которая полагается за все неиспользованные отпуска, независимо от того, за какие периоды они не были предоставлены.
Пример из судебной практики: бывшая сотрудница подала иск к ООО «М» о взыскании компенсации за отпуск за 2019-2020 годы. Представитель ответчика утверждал, что женщина пропустила срок для обращения в суд. Однако суд удовлетворил требования истца, указав, что она обратилась в суд в течение трех месяцев после увольнения.
Как пояснила Инна Яблокова, денежная компенсация за неиспользованный отпуск должна выплачиваться в день увольнения. В действующем трудовом законодательстве нет временных ограничений для выплаты этой компенсации, поэтому наниматель обязан был начислить и выплатить компенсацию за отпуск 2019-2020 годов, поскольку эта сумма входит в окончательный расчет. Трехмесячный срок для подачи иска исчисляется с момента увольнения работника. В период трудовых отношений истец имела право на получение неиспользованного трудового отпуска в сроки, установленные по соглашению сторон.
Кстати, компенсация за неиспользованный отпуск полагается всем категориям работников, включая временных, сезонных, совместителей и тех, кто работает неполный рабочий день.
Гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам, трудовой отпуск не предоставляется и, соответственно, компенсация за неиспользованный трудовой отпуск не выплачивается, так как эти отношения не являются трудовыми и не регулируются Трудовым кодексом.
При увольнении также необходимо выплатить выходное пособие, размер которого зависит от причины увольнения. Например, при прекращении трудовых отношений из-за отказа работника от продолжения работы при изменении условий труда или призыва на военную службу выплачивается пособие не менее двухнедельного среднего заработка. При расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителем и главным бухгалтером по основанию, указанному в п.1-1 ч.1 ст.47 Трудового кодекса, полагается не менее трех среднемесячных заработков. Выходное пособие в размере двухмесячного среднего заработка выплачивается супругам при увольнении в связи с переводом на службу в другой регион.
Наниматель не имеет права выплатить выходное пособие в меньшем размере или не выплатить его вовсе.
При этом коллективным договором или соглашением могут быть предусмотрены иные случаи выплаты выходного пособия (не установленные законодательством), например, при увольнении по причине выхода на пенсию. Также в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным договором, размер выходного пособия может быть увеличен.
Совместителям выходное пособие при увольнении не полагается.
Компенсация при досрочном расторжении контракта с работником по вине нанимателя выплачивается в размере трех среднемесячных заработков.
Однако такая компенсация не выплачивается работникам, достигшим пенсионного возраста и имеющим право на пенсию, а также тем, кто получает пенсии, кроме пенсий по инвалидности и социальным пенсиям. Таким работникам выплачивается выходное пособие не менее двухнедельного среднего заработка.
Среди выплат, причитающихся работнику на день увольнения, также имеется компенсация при досрочном расторжении контракта с руководителем по решению собственника имущества организации или уполномоченного органа при отсутствии виновных действий руководителя. Размер этой компенсации определяется условиями трудового договора (контракта).
Кроме того, речь идет о других выплатах, предусмотренных трудовым законодательством, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами, а также о премиях, пособиях по временной нетрудоспособности, командировочных расходах, компенсациях за износ личных транспортных средств, оборудования и инструментов, принадлежащих работнику.
Что касается премий, то они не всегда выплачиваются в день увольнения. Все зависит от того, наступил ли у нанимателя срок для выплаты премии на дату увольнения работника. Если срок выплаты премии наступает после увольнения, у нанимателя отсутствует обязанность по выплате премии в день увольнения.
Законодательством установлен предельный срок выплаты премии: не позднее дня выплаты заработной платы за отчетный период. В локальном правовом акте может быть указан иной срок для таких выплат.
Например, истец был уволен 19 января 2023 года. В день увольнения ему были выплачены заработная плата за отработанный период и компенсация за неиспользованный трудовой отпуск. Однако истец потребовал от суда взыскать премии за декабрь 2022 года и январь 2023 года, так как они не были выплачены.
Суд 8 февраля 2023 года отказал истцу в иске, поскольку на день увольнения у нанимателя не было оснований для выплаты премии. Подведение итогов работы за январь 2023 года состоялось 7 февраля 2023 года, и было установлено, что истец имеет право на премию за январь 2023 года в размере Br150, но согласно локальному правовому акту, выплаты премий при увольнении проводятся 15 февраля 2023 года. Таким образом, срок выплаты премии за январь 2023 года не наступил.
Что касается премии за декабрь 2022 года, суд установил, что за этот месяц премия истцу не начислялась из-за имеющихся нарушений в работе. В соответствии с положениями о премировании, размер премии и ее выплата определяются нанимателем по результатам труда, поэтому выплата премии является правом нанимателя. Суд пришел к выводу, что все причитающиеся истцу выплаты при увольнении были произведены в полном объеме.
Как выплачивается больничный при увольнении?
Пособие по временной нетрудоспособности входит в окончательный расчет, при условии что у нанимателя возникла обязанность произвести его выплату на день увольнения, согласно пункту 36 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности №569 от 28 июня 2013 года.
Вот еще один пример. Работник был уволен по окончании трудового договора 15 декабря 2023 года, но с 11 декабря 2023 года у него был открыт лист временной нетрудоспособности до 20 декабря 2023 года. На следующий день после увольнения мужчина требовал от нанимателя выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Тем не менее, сумма пособия была выплачена только 28 декабря 2023 года.
Инна Яблокова пояснила, что действия нанимателя правомерны, так как лист временной нетрудоспособности был представлен в бухгалтерию 21 декабря, то есть после его закрытия. Пособия назначаются в течение 10 дней со дня обращения, а в случае необходимости предоставления документов и дополнительной информации — в течение месяца.
Таким образом, учитывая, что на дату увольнения больничный лист не был закрыт, пособие по временной нетрудоспособности не назначено, и у нанимателя не было оснований для его выплаты в день увольнения.
В какой срок должны произвести расчет с работником при увольнении?
Как правило, все выплаты производятся путем перечисления денежных средств на текущий банковский счет работника, поэтому они могут быть сделаны даже в случае отсутствия работника на работе. Однако в некоторых случаях выплаты могут осуществляться из кассы организации. Если в день увольнения работник не был на работе, соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления работником требования об окончательном расчете.
По общему правилу днем увольнения считается последний день работы, то есть последний день нахождения работника в трудовых отношениях с нанимателем. Однако этот день не всегда будет последним рабочим днем.
Например, 30 ноября 2024 года работник подал заявление об увольнении по собственному желанию. Последним днем уведомления и днем увольнения будет 30 декабря 2024 года. Если 30 декабря 2024 года для работника выходной день, он не является последним рабочим днем, но будет последним днем работы. Поэтому все причитающиеся выплаты должны быть произведены не позднее 30 декабря 2024 года, что означает, что они могут быть осуществлены 29 декабря 2024 года.
А что если наниматель просрочил выплату окончательного расчета?
Задержка выплаты окончательного расчета недопустима по любым причинам, будь то отказ работника выселиться из общежития, отсутствие денег на выплату, отказ от заполнения обходных листов и т.д.
Статья 78 Трудового кодекса устанавливает, что в случае невыплаты по вине нанимателя причитающихся сумм работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день просрочки.
Это право принадлежит работнику независимо от типа трудового договора, включая совместителей. Однако лица, работающие по гражданско-правовым договорам, не имеют права на взыскание среднего заработка за задержку расчета в соответствии со ст.78 Трудового кодекса, так как между ними существуют гражданско-правовые отношения.
Ключевым условием удовлетворения иска работника о взыскании среднего заработка за задержку расчета при увольнении является вина нанимателя в такой задержке.
На практике возникают ситуации, когда наниматель, идя навстречу просьбе работника, увольняет его в день подачи заявления. В таких случаях наниматель по объективным причинам не может произвести расчет в день увольнения, так как необходимо соблюдение сроков по банковским операциям. Однако и в таких ситуациях работники нередко требуют взыскания среднего заработка за задержку окончательного расчета. В таких случаях можно говорить о злоупотреблении правом со стороны работника, хотя его требования законны.
При этом нельзя ставить в вину нанимателю просрочку в выплате окончательного расчета, если работник сам не пришел за его получением.
Если работник сам виноват в невыплате окончательного расчета в день увольнения, средний заработок за задержку выплаты не подлежит взысканию. Например, в одном судебном споре истец, работая в ОАО «М» в должности заместителя директора по коммерческим вопросам, а затем директора, был уволен по соглашению сторон и не получил окончательный расчет. Он обратился в суд с просьбой взыскать невыплаченную сумму и средний заработок за задержку.
Суд частично удовлетворил требования истца, взыскал невыплаченную заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Однако в удовлетворении требования о взыскании среднего заработка за задержку расчета суд отказал, так как истец, будучи руководителем, обязан был обеспечить соблюдение трудового законодательства и выплату всех причитающихся сумм на день увольнения. Ему было известно о тяжелом финансовом положении общества (открыто конкурсное производство по делу о банкротстве) и отсутствии средств на счете на дату увольнения, однако он не предпринял мер для обеспечения расчетов.
Статья 77 Трудового кодекса гласит, что в случае спора о размерах выплат, причитающихся работнику при увольнении, наниматель обязан выплатить неоспариваемую сумму в день увольнения.
Наниматель не несет ответственности по ст.78 Трудового кодекса о выплате среднего заработка за каждый день задержки, если сумма окончательного расчета оспаривалась.
Вот пример: истец требовал взыскания среднего заработка за задержку выплат, утверждая, что ему не полностью выплачена премия при увольнении. В расчетном листке указано, что премия составила 83,6% должностного оклада. Наниматель выплачивает премию исходя из приказа об установлении премии в размере 50% оклада. Это свидетельствует о наличии разногласий между сторонами относительно размера премии, и поэтому отсутствуют правовые основания для взыскания среднего заработка за задержку расчета.
Следующий пример: при увольнении истца наниматель удержал сумму недостачи товарно-материальных ценностей, превышающую среднемесячный заработок истца. Истец, не согласный с удержанием, потребовал взыскать невыплаченную сумму и средний заработок за задержку. Ответчик возразил, что невыплаченная сумма оспаривается, поэтому нет оснований для ответственности по ст.78 Трудового кодекса.
Суд удовлетворил исковые требования, так как наниматель допустил нарушение, произвев удержание незаконно, следовательно, удержанная сумма не является оспариваемой.
Судья Инна Яблокова пояснила, что при удовлетворении иска работнику подлежит взысканию заработная плата за задержку расчета с момента увольнения до фактического расчета или до вынесения решения суда. При этом независимо от размера не выплаченных сумм работнику подлежит взысканию средний заработок за каждый день просрочки пропорционально не выплаченным суммам.
При обращении уволенного работника в суд с иском о взыскании окончательного расчета и среднего заработка за задержку важно соблюдать срок обращения в суд. Согласно ст.242 Трудового кодекса работники могут обращаться в суд в течение трех месяцев с момента, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Истечение срока обращения в суд не лишает работника права на иск, однако может стать основанием для отказа в иске, если сторона в споре заявляет о пропуске срока.
Суд может восстановить пропущенный срок, если сочтет причины уважительными, например, болезнь или беспомощное состояние.
Приведенные примеры из судебной практики подчеркивают важность соблюдения нанимателем законных обязательств по своевременному расчету с работником при увольнении и недопустимость нарушений трудового законодательства и прав граждан.
БелТА