Путешествуя железнодорожным транспортом из окна вагона можно часто увидеть, особенно в крупных населенных пунктах, железнодорожные пути, которые отходят от главного пути и упираются в ворота, либо скрываются вдали, в ближайшей лесополосе. Чаще всего это так называемые подъездные пути, либо по-другому — пути необщего пользования. Железнодорожные подъездные пути связывают общую сеть железных дорог непосредственно с местами производства, хранения и потребления грузов. На этих путях принимаются к перевозке железной дорогой, а также выдаются грузополучателям большинство промышленных товаров, материалов и оборудования, перевозимых Белорусской железной дорогой.
Также, инфраструктура железной дороги состоит не только из железнодорожного пути и железнодорожного подвижного состава – также в нее включены системы электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки, здания и сооружения, полоса отвода железной дороги. Все это находится в пристальном внимании Транспортной инспекции, не исключая также непосредственно организацию перевозочного процесса на железной дороге.
Транспортной инспекцией Минтранса Республики Беларусь в 2024 году осуществлялась контрольная деятельность на железнодорожном транспорте, направленная на обеспечение безопасности транспортной деятельности. Основные мероприятия осуществлялись в виде контрольно-профилактической деятельности, в основном мониторингов. Также проводились выборочные проверки.
Так, в 2024 году отделами контроля железнодорожного транспорта проведено 26 мониторинга состояния безопасности транспортной деятельности в 59 промышленных предприятиях – владельцах железнодорожных путей необщего пользования, по результатам которых выявлено 372 нарушения в содержании путей необщего пользования. Всем субъектам хозяйствования направлены рекомендации по устранению нарушений.
В соответствии с планами выборочных проверок в 2024 году филиалом Транспортной инспекции по Брестской области проведено 16 выборочных проверок, в результате которых выявлено 540 нарушений законодательства в области транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожного транспорта. В ходе выборочных проверок проверялись состояние безопасности транспортной деятельности при эксплуатации железнодорожных путей и подвижного состава (локомотивов, вагонов) на предприятиях ГО «Белорусская железная дорога» и промышленных предприятиях – владельцах железнодорожных путей необщего пользования. Всем проверенным субъектам хозяйствования, где выявлены нарушения, направлены требования (предписания) об их устранении.
Основными нарушениями, выявленными в ходе мониторингов и выборочных проверок на предприятиях — владельцах железнодорожных путей необщего пользования являются:
— нарушения в содержании путевого хозяйства и стрелочных переводов;
— нарушения порядка использования инвентаря строгого учета (тормозных башмаков);
— нарушения в содержании железнодорожных переездов (техпроездов), железнодорожных пешеходных переходов;
— нарушения порядка ведения документации на железнодорожные пути необщего пользования.
В Брестской области в 2024 году произошли случаи не обеспечения безопасности движения подвижного состава на подъездных путях предприятий, в результате которых произошли сходы вагонов и локомотивов с рельс:
— в январе на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающем к железнодорожной станции Высоко-Литовск
РУП «Брестское отделение Бел.ж.д.», принадлежащем одному из предприятий Каменецкого района, был допущен сход локомотива всеми колесными парами. Причиной тому стал низкий уровень содержания железнодорожного пути владельцем;
— также в феврале на железнодорожном пути необщего пользования промышленного предприятия в Бресте, примыкающем к железнодорожной станции Брест-Восточный РУП «Брестское отделение Бел.ж.д.», при производстве маневровой работы по подаче груженых вагонов в кривом участке пути допущен сход 2-х колесных пар первой по ходу движения тележки локомотива. В данном случае также состояние пути привело к сходу железнодорожного подвижного состава;
— в марте случай схода локомотива произошел в г. Ганцевичи. При движении локомотива по пути необщего пользования, находящегося на на балансе ветвевладельца, допущен сход первой колёсной пары по ходу движения.
Во всех случаях виновными в произошедшем признаны предприятия – владельцы железнодорожных путей необщего пользования из-за низкого уровня содержания путевого хозяйства.
Сходы вагонов дорого обходятся для нерадивых владельцев железнодорожных путей. Затраты, связанные с ликвидацией последствий событий, а это подъем подвижного состава на рельсы с использованием специальной техники и привлечением работников железной дороги, восстановление рельсо-шпальной решетки, ремонт вагонов, достигают десятков тысяч рублей.
Деятельность Транспортной инспекции будет направлена на обеспечение безопасности движения и эксплуатации поездов, безопасности граждан Республики Беларусь.
Симоненко Олег Григорьевич,
начальник регионального отдела контроля
железнодорожного транспорта в г. Барановичи
филиала Транспортной инспекции
по Брестской области