Во время летних каникул повышенное внимание уделяется времяпрепровождению детей. Если они заняты делом, то и времени на всякие глупости у них меньше. Это значит, что и правонарушения подростками будут совершаться значительно реже.
Во всех учреждениях образования одна из основных задач – это организация занятости учащихся, создание безопасных условий для их жизни и здоровья. Отдел рынка труда и содействия занятости (все знают, как Центр занятости) управления по труду, занятости и социальной защите наладил тесное сотрудничество с отделом по образованию, что способствует трудоустройству несовершеннолетних.


– Основной акцент делается на учащихся в возрасте 14-15 лет, – пояснил заместитель начальника управления – начальник отдела рынка труда и содействия занятости Александр Стельмах. – Этой категории намного сложнее найти возможность подзаработать. У них есть ряд ограничений как по графику работы (работают чуть больше четырёх часов), так и по выполняемым работам согласно трудовому законодательству. Приоритетным при приёме на работу является приём учащихся, состоящих на учёте в ИДН, находящихся в социально опасном положении, а также из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, семей безработных граждан.
Молодёжь с 16-ти лет вполне может самостоятельно найти себе подработку, в том числе и сотрудничая с нами.


Этим летом организована вторичная занятость учащихся на базе СШ № 1 и 2 аг. Ольшаны, СШ № 1 и № 2 г. Давид-Городка, СШ № 2 и № 3 г. Столина, СШ № 2 и № 3 р. п. Речица, Ремельской, Семигостичской, Рубельской, Большемалешевской, Хотомельской, Велемичской и Коротичской СШ, а также Столинского аграрного и аграрно-экономического колледжей. Всего с пользой проведут каникулы больше 150 ребят. Они задействованы в благоустройстве и проведении ремонтных работ.
Ныне привлекает молодёжь к вторичной занятости и Столинский ТЦСОН. Также молодёжь будет трудиться на ООО «Рольник» в составе студотрядов и других предприятиях. Всего в управлении имеется информация от 13 организаций района на 114 рабочих мест для учащихся в летний период. С актуальными вакансиями для временного трудоустройства можно ознакомиться на сайте «Службы занятости» (gsz.gov.by) в разделе «Соискателю» – «Временное трудоустройство».
Корреспонденты «НП» посетили некоторые учреждения образования, чтобы узнать, как проходит вторичная занятость учащихся.
СШ № 2 р. п. Речица:
– В нашем учреждении образования на данный момент задействованы семь учащихся, – отметил директор школы Сергей Велесницкий. – Замечу, что у нас всегда очень много желающих. Наши учащиеся каждый год откликаются на такие предложения. В данное время ребята готовят под покраску учебный кабинет. Они снимают обои, подготавливают стены, убирают строительный мусор, а также занимаются прополкой клумб.
У нас работают ребята двух возрастных категорий: от 14 до 16 и с 16 до 18 лет. Труд организован согласно законодательству. Молодёжь довольна условиями труда, социальными гарантиями. У нас они получили возможность приобрести свой первый трудовой опыт. У них теперь есть трудовые книжки. Если они в дальнейшем в студенческие годы найдут себе подработку, то к нам в учреждение будут обращаться наниматели за характеристикой. А об этих ребятах мы ничего плохого не можем сказать: трудятся на славу. Из опыта могу заметить, что наша молодёжь умеет и хочет трудиться.
В кабинете ребят застали за делом. Они завершали подготовку кабинета к предстоящему ремонту. Все в пыли, но довольные! С удовольствием рассказали корреспонденту, что им нравится работать в школе. Такая занятость им не в тягость, да и есть возможность во время каникул подзаработать.
– Мне 16 лет, окончила 10-й класс. Поработать во время каникул предложила классный руководитель. Идея понравилась, я согласилась. Меня не смущает, что только одна я работаю среди парней. Они ко мне относятся уважительно. Мы – одна команда. Всю работу выполняем сообща. О том, куда потрачу свои первые заработанные деньги, пока ещё не думала. Рада, что могу самостоятельно заработать, – рассказала Дарья Вабищевич.
Максим Панкевич:
– После окончания 9-го класса решил с пользой провести каникулы. К труду я отношусь положительно. Мне нравится приносить пользу другим. В школе мы выполняем посильную работу. Здорово, что могу сам поработать и получить свою первую зарплату.
СШ № 2 г. Давид-Городка:
– Для наших учащихся вторичная занятость – это прекрасная возможность провести свободное время с пользой, попробовать себя в различных видах трудовой деятельности, получить свою первую заработную плату и трудовую книжку, – считает директор СШ № 2 г. Давид-Городка Наталия Свиридчук. – Такая работа проводится в нашем учреждении каждый год. В 2025 году приняты на работу восемь учащихся: из многодетных и малообеспеченных семей, два, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа. В прошлом году были трудоустроены 10 учащихся.
Как сказала Наталия Владимировна, большинство работ ребята выполняют на территории школы. Подмести тротуары и дорожки, убрать мусор и скошенную траву, прополоть клумбы, посадить цветы, убрать от растительности беговую дорожку, побелить фундамент школы – это для них несложно. Помогали также учащиеся в уборке мемориального комплекса в урочище Хиновск.
– Площадь территории, которую занимает наше учреждение, составляет почти два с половиною гектара. Поэтому работа есть всегда, – говорит заместитель директора по хозяйственной части Павел Цубер. – Учащийся официально принимается на работу, проходит медицинскую комиссию, инструктаж по охране труда и т.д. Ребята двух возрастных групп, поэтому и график работы разный.
Для учащихся 9 класса Владислава Выченкова и Артёма Рожкалнса вторичная занятость – это первый опыт работы. Подростки уверены, чем раньше начнёшь работать, тем лучше:
– Работа, которую нам доверили, совсем несложная, – говорит Артём. – Много работали на территории. Конечно, погода нас не балует: то жарко, то холодно. Тем не менее трудимся с удовольствием. Всю работу выполняем ответственно, под чутким руководством взрослых. Замечательно, что есть такая возможность – заработать и провести с пользой время.
СШ № 1 аг. Ольшаны:
– Вторичная занятость решает не только материальные проблемы молодёжи, но и вопросы воспитания и социальной адаптации, готовит детей к самостоятельному выходу на рынок труда, – говорит заместитель директора по воспитательной работе СШ № 1 аг. Ольшаны Анна Быба. – С 16 июня приступили к работе 10 учащихся, четыре из них – проводится индивидуально-профилактическая работа, двое – из СОП-семей. В 2024 году были приняты на работу 12 учащихся.
Со слов Татьяны Колбик, с работой ребята успешно справляются. Трудятся слаженно, дружно и ответственно, понимают, что их труд к тому же будет хорошо оплачен. Да и рядом наставники, которые всегда готовы помочь и подсказать. Ведь рукам работа – душе праздник.
– Подросткам очень важно осознавать востребованность в обществе и видеть результат своего труда, – говорит заместитель директора по воспитательной работе. – У них появляется стремление сделать что-то полезное.
Во вторичной занятости учащийся 10 класса Дмитрий Лешкевич участвует второй сезон.
– В минувшем году удалось за две недели заработать хорошие деньги. Остался доволен. Работа в школе в отличие от заработков у фермеров несложная, если возникают вопросы, то Татьяна Максимовна всегда поможет и подскажет, – делится Дмитрий. – Занимаемся в основном уборкой территории школы. Наши трудовые дни проходят насыщенно и плодотворно, а главное – результативно. Радует тот факт, что работа не осталась незамеченной – благодаря нашим стараниям школьный двор стал чище, аккуратнее и красивее.
Впереди у ребят ещё два месяца летних каникул. И пока одни учащиеся отдыхают и «роются» в интернете, другие проводят время с пользой: приобретают свои первые трудовые навыки и ценный опыт.
Людмила
КАСПЕРОВИЧ,
Ольга ГУСАК
Фото авторов