Мошенники невероятно изобретательны, когда дело доходит до того, чтобы заманить пользователя в ловушку или заставить поделиться личной информацией. При этом каждая схема мошенничества основана на психологическом давлении. После знакомства с потенциальной жертвой злоумышленники постепенно внушают ей уверенность в предложенной схеме заработка, демонстрируют свой успех. Самые распространенные схемы мошеннических действий в киберпространстве: двойники интернет-магазинов, интернет-банкингов, взломы аккаунтов и рассылки от друзей, фальшивые сайты благотворительности, туроператоров или авиакомпаний, предложения выгодного заработка, однако мошенники не стоят на месте, с каждым днем увеличивается количество новых схем.
В Ленинский РОВД г. Бреста обратилась 28-летняя жительница города и сообщила о хищении принадлежащих ей денежных средств на общую сумму 365 рублей.
Потерпевшая пояснила, что она обнаружила аккаунт в социальной сети «Инстаграм» по продаже одежды. Также девушка пояснила, что ее привлекли низкие цены на товары и хорошие отзывы в актуальных историях аккаунта. В ходе переписки с администратором интернет-магазина потерпевшая обсудила все условия покупки одежды, сообщив свои анкетные данные, якобы для получения товара. После этого заявительница осуществила перевод денежных средств на банковскую платежную карту, реквизиты которой были предоставлены псевдопродавцом. Однако администратор перестал отвечать на сообщение, а через некоторое время потерпевшая обнаружила, что вовсе находится в черном списке данного аккаунта.
Правоохранителями ведутся оперативно-разыскные мероприятия для установления лиц, причастных к данному преступлению.
В аналогичной ситуации оказалась 19-летняя местная жительница, которая обратилась в Ленинский РОВД с заявлением о том, что неизвестный, посредством переписки в социальной сети «Инстаграм», под предлогом продажи одежды, завладел денежными средствами.
Потерпевшая пояснила, что интернет-магазин, который она обнаружил в социальной сети «Инстаграм» не вызвал у нее никаких подозрений, т.к. он имел большое количество подписчиков и лайков. В ходе переписки администратор магазина общался очень вежливо и заинтересованно. После чего предоставил девушке реквизиты банковской платежной карты для оплаты заказа. Заявительница осуществила перевод денежных средств в сумме 126 рублей, однако после этого администратор магазина на сообщения не отвечал.
Правоохранителями ведутся оперативно-разыскные мероприятия для установления лиц, причастных к данному преступлению.
Для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных онлайн-магазинов, обратите внимание на следующее:
- Не указан офлайн-магазин
В описании аккаунта мошенников, вы не найдете никакой информации об офлайн-магазине, куда можно приехать и пощупать товар.
Каждый уважающий себя магазин имеет свой сайт, который всегда указан в описании. На сайте зачастую есть информация о юридическом адресе и контактных телефонах организации.
- Дата первой публикации
Стоит обратить внимание на первую публикацию в аккаунте. Если она размещена несколько недель назад, а при просмотре информации об аккаунте (нажав на его имя), вы обнаружили, что аккаунт создан уже несколько лет назад — это должно насторожить. Также нужно обратить внимание на местоположение аккаунта — на аккаунтах мошенников оно, как правило, отсутствует.
- Нет отметок с реальными покупателями, не комментариев под постами
Если в разделе «Отметки» абсолютно пусто, это значит, что реальные покупатели ни разу не отметили магазин у себя в публикациях, несмотря на то, что у аккаунта много подписчиков.
Явный фактор фейкового магазина — при просмотре постов мы не найдем ни одного комментария или они вовсе ограничены.
- Оплата только на карту по ссылке
Администратор аккаунта сообщает вам, что оплата производится только по банковской платежной карте и предоставляет ссылку якобы для оплаты товара, где будет предложено ввести реквизиты карточки.
В этом случае необходимо сразу закончить даилог — администратор всячески попытается оправдать этот способ оплаты и найти множество причин, чтобы произвести оплату можно только в таком порядке.
- Администратор не отвечает на уточняющие вопросы о магазине
Вы можете уточнить, есть ли у магазина офлайн-точки, где можно ознакомиться с товаром, узнать у продавца контактные данные или юридический адрес организации. Зачастую после перечня подобных вопросов администратор перестает отвечать на сообщения.
- Слишком хорошие предложения
Обходите стороной предложения в «Instagram» о продаже товаров по «самым привлекательным ценам», не верьте броским заявлениям, что это якобы «секретная распродажа» или «эксклюзивные поставки прямиком от производителя».
Будьте осторожны и следуйте простым правилам, чтобы избежать попадания в ловушку мошенников. Если вы столкнулись с мошенничеством немедленно сообщите об этом в органы внутренних дел.