В рамках профилактической акции «Неделя цифрой грамотности» сотрудники Столинского РОВД информируют население о современных схемах мошенничества и киберпреступлениях.
– Понимание цифровой грамотности включает в себя не только базовые технические навыки, но и умение критически оценивать информацию, чтобы обеспечивать свою безопасность в интернете, – отмечает старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности Столинского РОВД Евгений Оглашевич. – Важность этой проблемы растёт с каждым днём, поскольку цифровая среда становится все более сложной и многообразной. В то же время граждане недостаточно осведомлены в свете высоких технологий, поэтому легко могут попасть на уловки злоумышленников.
Социальные сети, мессенджеры и другие цифровые платформы стали для многих основными каналами общения. Умение правильно и безопасно использовать эти инструменты позволяет поддерживать связь с друзьями и семьёй, находить единомышленников и участвовать в общественной жизни. Но, параллельно со всеми преимуществами, возникает и ряд рисков. Активные пользователи сетей могут упустить из виду мелочь, которая приведёт их к большим проблемам: кликнуть на ссылку, откликнуться на просьбу проголосовать за кого-то, заинтересоваться каким-то предложением… Как итог – злоумышленники получают доступ к аккаунту и начинают действовать.
Второй вариант мошенничества – это звонки в мессенджеры представителей силовых структур с предложениями задекларировать денежные средства. Люди ведутся на такие уловки, веря в «благие» намерения «правоохранителей». Они снимают вклады, переводят всю имеющуюся наличность на указанные счета, только бы сохранить свои кровные, а оказывается наоборот. Недавно жительница района поверила «сотрудникам» Комитета госбезопасности и перевела на указанный ей «доброжелателями» счёт 4 550 рублей. Женщина была убеждена в том, что всего-навсего её деньги будут задекларированы, а оказалось, что исчезли бесследно. Она обратилась в Столинский РОВД.
Третий вариант – это звонки «сотрудников» МТС, которые под предлогом продления устарелого договора вводят граждан в заблуждение. Они перенаправляют доверчивых граждан перейти по определённым ссылкам, чтобы перезаключить договор онлайн и т. д., а в итоге – сами получают доступ к аккаунту своей жертвы.
Ещё один важный момент – это использование современных технологий гражданами пенсионного возраста. Они хотят быть мобильными и самостоятельно используют различные мобильные предложения. Порой в силу возраста или невнимательности могут попасть в руки мошенников. Неплохо, что пенсионеры идут в ногу со временем, но их дети, внуки должны периодически напоминать им о безопасности, подсказывать, как правильно использовать возможности мобильных устройств и т. д. Пожилым гражданам не стоит доверять всем, кто звонит, и верить тому, что им пытаются навязать. Правило номер один – доверяй, но проверяй. Выслушали и взяли паузу, чтобы обдумать, проверить информацию и принять взвешенное решение, а не действовать неосмотрительно и кидаться переводить деньги родственникам, которые якобы попали в беду и т. д. А ещё чаще звоните своим родственникам, рассказывайте о подозрительных звонках и сообщениях от незнакомцев, обращайтесь за советом в ситуациях, вызывающих подозрение, чтобы не позволить обвести себя вокруг пальца.
Людмила КАСПЕРОВИЧ