16 ноября сотрудники ИДН Столинского РОВД совместно с корреспондентом «НП» провели
эксперимент. Решили проверить, насколько законопослушны продавцы как в частных
торговых точках, так и в магазинах потребкооперации. Наша цель – выяснить,
действительно ли несовершеннолетние без проблем могут приобрести алкогольные напитки?
Для эксперимента подготовили «подсадную утку» – несовершеннолетнего Павла (имя изменено), который должен был покупать алкоголь. Его задача – самостоятельно заходить в магазин и покупать спиртное. Если парень выходил с бутылкой – это был сигнал для действий всей группы.
Первый пункт – магазин «Хит» на Терешковой. На парковке многолюдно. Павел волнуется перед началом «своей миссии», получает дополнительные инструкции от сотрудников РОВД и направляется в магазин. Через некоторое время появляется с бутылкой пива.
Всей группой заходим в «Хит». На кассе много покупателей. Продавец сразу залилась краской, понимая, что происходит.
– Так я же у него спросила, есть ли 18? – стала оправдываться женщина. – Ты же мне сказал, что есть.
– А почему паспорт не спросили? – поинтересовался начальник ИДН Владимир Оглашевич.
– Всегда спрашиваю, а сегодня не спросила, – виновато ответила та.
Замечу, что никто из покупателей не обратил внимание на то, что в их присутствии подросток купил алкоголь! Почему так? Никого не волнует, что происходит вокруг?
Второй пункт – магазин «Родны кут» на той же Терешковой. И к радости, подросток вернулся с пустыми руками: «Не продали».
Мы зашли внутрь, чтобы поблагодарить продавцов за бдительность. Второй приятный момент – на кассе сидела совсем молодой продавец. Ирина мило улыбнулась и констатировала: «Я никогда не продаю ни сигареты, ни алкоголь несовершеннолетним». Её поддержала коллега – тоже молодой продавец. Большое спасибо вам, неравнодушные и законопослушные девушки!
Совершенно противоположная картина ожидала нас в «Родном куте» на Брестской. Павел без проблем приобрёл пивной напиток, а вот дальше продавцы с «группой поддержки» разыграли целое представление.
При появлении «незваных гостей» работники поменялись в лице и настроились на самооборону.
– Вы продали алкогольный напиток этому несовершеннолетнему, – заявили правоохранители продавцу.
– Нет, я ему ничего не продавала, – ответила женщина. – Здесь был другой парень, постарше, а этого я впервые вижу.
Защищать коллегу начали второй продавец и мужчина-покупатель.
Интересующий нас продавец начала копаться в корзинке с чеками: «Посмотрите, здесь даже чека нет. Мы ещё ничего не выбрасывали. Всё видно посекундно».
– Значит, предоставьте видео с камер, – потребовали сотрудники РОВД.
– Мы не можем. Это должно происходить в присутствии заведующего.
– Тогда приглашайте, будем разбираться.
Владимир Оглашевич заметил кассовый чек на самом аппарате, подтверждающий факт продажи интересующего нас пивного напитка. И вдруг продавцы вспомнили.
– Я же у тебя спрашивала, есть ли 18, так почему ты соврал? – стала причитать продавец.
– Почему не потребовали паспорт?
– Всегда смотрю, а в этот раз не стала. Никогда раньше такого не было (такую фразу слышали в каждой торговой точке, где без труда алкоголь был куплен подростком!!!)
Следующий пункт – торговый павильон «Центр». Здесь никакие убеждения и доводы не подействовали – подросток остался ни с чем. Такая же ситуация ожидала нас и в «Авоське». Приятно, что продавцы потребовали подтверждающие документы, то есть действовали в рамках законодательства.
Противоположная картина – в двух торговых объектах в Маньковичах. В первом не было ни души, но продавец лишь для приличия спросила, есть ли 18 лет. А перед сотрудниками РОВД только пожимала плечами, мол, не знаю, почему не потребовала паспорт. Во втором – продавец пояснила, что оценила на вид, что вроде как уже совершеннолетний, поэтому и продала.
– А почему не потребовали документ? – поинтересовались правоохранители.
– Я постоянно требую, сегодня сама не знаю…
Анализируем… Продажа алкоголя и табака лицам, не достигшим 18 лет, запрещена законом. Работники торговли об этом прекрасно знают, но всегда ли его соблюдают? Наш эксперимент доказал, что больше половины, не задумываясь, продают алкоголь ДЕТЯМ. Но ведь законное требование продавца – попросить предоставить паспорт и не продавать спиртное или сигареты несовершеннолетним.
Что служит мотивом: безразличие и невнимательность работников торговли или их желание увеличить выручку? Никто из продавцов не задумывается о том, что дальше может произойти с этим ребёнком, когда он выйдет из магазина. Продал и забыл.
И пока родители, сотрудники РОВД, работники учреждений образования, другие заинтересованные службы ищут способы, чтобы обезопасить детей от ошибок и противостоять вредным привычкам, есть люди, которые играют в этой цепочке важную роль, но им всё равно. Нет, не безразлично, а цель есть – увеличить прибыль путём реализации спиртных напитков.
Как показывает эксперимент, больше половины продавцов торговых объектов готовы продать алкоголь. За один вечер из семи условных подростков, которые решили выпить, четверо точно могли бы это сделать!
Согласно ч. 4 ст. 13.11 КоАП Республики Беларусь, продажа спиртных и табачных изделий несовершеннолетним влечёт за собой наложение штрафа до двадцати базовых величин.
Думаю, что на сегодня выявить личность того работника, который нарушает закон, – не проблема. Каждый руководитель, индивидуальный предприниматель может провести внутреннее расследование и установить виновных. Или на постоянной основе мониторить записи камер, чтобы навести порядок на рабочих местах. Это всё при условии, что они заинтересованы в соблюдении закона! «Так подросток может попросить об услуге постороннего», – возра-зите вы. Соглашусь, но это дополнительные усилия и такая же ответственность перед законом. Поэтому стоит подумать дважды, а представителям торговли наладить процесс таким образом, чтобы из слабого звена в системе профилактической работы с молодёжью они стали сильным.
По итогам эксперимента правоохранителями подготовлены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Юлия КАРТЕЛЬ
Фото автора