Наука – это двигатель для новых открытий и достижений. А Беларусь – богатая страна на талантливых и умных людей, о чём свидетельствует проводимая в Минске выставка «Беларусь интеллектуальная».
И, как дань уважения специалистам, установлен профессиональный праздник – День белорусской науки.
Исследовательская деятельность учащихся является показателем качества работы любого учреждения образования. Именно поэтому ребята, достигающие в этой сфере значительных успехов, становятся победителями районных, областных и республиканских конкурсов, исследовательских работ, олимпиад. Многие из них в дальнейшем продолжают работать в этой области.
Активно в данном направлении работает учитель математики и информатики Теребличской средней школы Валерий Рудецкий. Ежегодно учащиеся школы вместе со своим учителем готовят исследовательские проекты на самые разные темы. С этими материалами они участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, которые высоко оцениваются компетентным жюри. За 25 лет работы в системе образования в личной копилке Валерия Рудецкого и школьников не один диплом различных уровней.
Со слов моего собеседника, главная цель создаваемых медиапродуктов – помощь учащимся, учителям математики и информатики во время учебного процесса.
– Проект «Задачи онлайн» по теме «Основы алгоритмизации. Информатика 7-10», размещённый на платформе Яндекс.Контест, используют в своей работе учителя и школьники наших районных школ, из Баранович, Бреста, Могилёва, Минска и многие другие, – говорит Валерий Николаевич.
Просматривая эту работу, понимаешь, насколько Валерий Николаевич грамотно подошёл к разработке этих задач. Можно сказать – разложил по полочкам.
– Мне нравится, что я могу использовать свой опыт, знания, чтобы направлять детей и показывать им, насколько этот мир многогранный, сколько всего в нём есть интересного. С другой стороны, такой метод работы на уроке облегчает оценивание учащихся, – делится учитель.
За годы работы в школе значительных успехов в исследовательской деятельности достиг тандем в составе Валерия Николаевича и его сына Евгения. С работой «Столин-Квест» они стали победителями районной конференции «Я – исследователь» и областного этапа научно-практической конференции «С наукой в будущее» в 2015 г. А в 2018 году уже с работой «Задача о ходе коня» сначала стали призёром научно-практической конференции «С наукой в будущее», а затем и XXIII Республиканского конкурса работ исследовательского характера по информатике. Далее была работа с исследованием гипотезы Коллатца и проект «Генератор лабиринтов».
Сын Евгений сейчас студент Брестского государственного технического университета. Обучается по специальности «Искусственный интеллект» и со своей работой принял участие в «Неделе науки БрГТУ-2024».
Есть работы, которые готовил Валерий Рудецкий и с дочерью Анной. Например, проект «Простые палиндромы», в котором исследуются свойства простых чисел, являющихся палиндромами, «Использование методов нечёткого сравнения строк для поиска одинаковых новостей». Работа также была высоко оценена и принесла тандему Рудецких похвальный отзыв на республиканской конференции.
Кроме того, исследовательские работы по информатике и математике помогли Анне определиться с выбором будущей профессии: своё дальнейшее образование девушка решила связать с компьютерной инженерией. В 2024 году стала студенткой Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.
– Одним из первых, с кем начинал работать в исследовательской деятельности – Василий Раковец, выпускник Оздамичской средней школы, – продолжает разговор Валерий Николаевич. – В районной научно-практической конференции с работой «Строгая красота полярных координат» были победителями. Работали и над другими проектами.
После школы Василий Раковец окончил Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины по специальности «Математика. Информатика» и теперь работает в ИТ сфере.
Из последних работ, над которой работали с учащимся 7 класса Валерием Носкевичем, – «Разработка моделей ML обработки последовательности чисел» на языке Python.
Машинное обучение (machine learning, ML) – это совокупность методов искусственного интеллекта, с помощью которых можно создавать самообучающиеся компьютерные системы (в частности, нейросети). Для таких систем разработчики не прописывают конкретные алгоритмы решения задач, а предоставляют подготовленные данные и описывают критерии успешного решения, по которым учатся нейросети.
В традиционном программировании для решения некой задачи разработчику необходимо определить алгоритм и «объяснить» его компьютеру с помощью кода на языке программирования. У специалистов по машинному обучению другой подход: они пытаются научить машину «думать», подобно человеку, и самой находить решения.
ML применяется для создания беспилотных автомобилей и рекомендательных систем. Вы наверняка слышали о ChatGPT, Bard или YaGPT, а может, и пользовались ими. Всё это – результат машинного обучения.
Третьего октября 2024 года Валерий Рудецкий принимал участие в областном торжественном мероприятии, посвящённом Дню учителя. На церемонии награждения лучших из лучших педагогических работников области были и педагоги Столинщины. В их числе Валерий Николаевич, который был награждён грамотой Министерства образования.
– Исследовательская деятельность – это занятие для людей разных возрастов. Главное, иметь желанием этим заниматься, – заключил нашу беседу учитель информатики и математики.
Ольга ГУСАК
Фото автора