Число преступлений в сфере мошенничества растёт с каждым годом. Несмотря на то, что жителей Столинщины правоохранительные органы активно предупреждают о способах и схемах таких преступлений, а мы доносим эту информацию для наших читателей всеми доступными способами, мошенникам всё равно удаётся ввести в заблуждение доверчивых граждан.
О привычных и самых необычных способах мошенничества читателям «НП» рассказывает заместитель начальника райотдела следственного комитета Виталий КОЛБ:
– Следственным комитетом отмечается рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий. Жертвами телефонных и интернет-мошенников являются люди разных возрастов и профессий, так как аферисты, используя современные технологии и доверчивость людей, постоянно придумывают новые способы обмана.
В этой связи остаются актуальными вопросы обеспечения безопасности граждан от противоправных действий, а также доведение до них информации о способах мошенничества, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, и правилах поведения в сети Интернет.
Ниже речь пойдёт о наиболее распространенных способах совершения таких преступлений.
Продажа
На торговых интернет-площадках правонарушитель находит объявление, размещённое пользователем о продаже какого-либо имущества, после чего в различных мессенджерах пишет продавцу о том, что хочет его приобрести, однако по различным причинам не имеет возможности приехать лично. Злоумышленник предлагает произвести оплату путём перевода денежных средств на банковскую платёжную карту продавца и оформить доставку покупаемого имущества, в связи с чем высылает ссылку на фишинговую (поддельную) страницу сайта, которая чаще всего визуально схожа со страницами служб доставки (Европочта, СДЭК, Куфар Доставка, Автолайтэкспресс и Белпочта), а также интернет-банкинга.
В открывшемся окне продавцу предлагается ввести реквизиты своей банковской карты, логин и пароль от интернет-банкинга либо паспортные данные, а также код из смс-сообщения. В это время всю введённую информацию видит злоумышленник и вводит её на действительном сайте банка или ином ресурсе, получая тем самым доступ к денежным средствам жертвы и совершая их хищение.
Покупка
На торговых интернет-площадках злоумышленник размещает объявление о продаже какого-либо имущества, пользующегося спросом, и преднамеренно устанавливает цену ниже рыночной. Граждане, которых заинтересовало указанное объявление, пишут мошеннику, и в ходе переписки последний сообщает, что не имеет возможности лично встретиться для передачи имущества и предлагает воспользоваться услугами доставки. Это может быть на условиях: полной предоплаты (в таком случае после перевода потерпевшим денег на указанные злоумышленником реквизиты, последний перестаёт выходить на связь, а товар не высылается); оплаты за товар через службу доставки (в данном случае злоумышленник высылает покупателю фишинговую ссылку для заполнения им якобы необходимых реквизитов для оплаты и последующего получения товара по нужному адресу, а в действительности для получения доступа к его денежным средствам).
«Банки», «операторы
сотовой связи» и другие
На мобильный телефон потерпевшего поступает входящий звонок от злоумышленника. Как правило, при этом последний пользуется сервисом по подмену номера телефона либо использует для осуществления звонка интернет-мессенджер. Далее под различными предлогами (блокировка несанкционированных переводов, оформление посторонними лицами кредитов от имени жертвы, необходимость оказания помощи правоохранительным органам в изобличении преступника, необходимость удалённого подписания договора либо дополнительного соглашения к нему, запись на бесплатную диспансеризацию, участие в рекламной акции и т. д.) мошенник просит жертву назвать отдельные реквизиты банковской карточки либо паспортные данные и сообщает, что высылает в адрес пользователя смс-сообщение с кодом, который необходимо назвать после звукового сигнала. В это время все полученные сведения злоумышленник вводит на сайте банка, получая доступ к денежным средствам жертвы и совершая их хищение.
Следует помнить, что запрашиваемая преступником информация вышеуказанным реальным сотрудникам не требуется ни при каких обстоятельствах и они не будут узнавать о ней у клиента.
Покупка билетов в кино, театр
Киберпреступники с фейковых аккаунтов на различных сайтах, представляясь девушками, знакомятся с мужчинами и предлагают продолжить общение в мессенджерах. Для убедительности они направляют собеседникам фотографии и голосовые сообщения, ведут беседы по телефону. Затем мошенники присылают фишинговую (поддельную) ссылку на сайт, например, несуществующего кинотеатра, в котором предлагают провести время. Мужчинам необходимо забронировать места и всё оплатить. Потерпевшие вводят реквизиты своих банковских карт, тем самым предоставляя мошенникам полный контроль над своими денежными средствами.
«Белпочта»
Потерпевшему направляется сообщение о пришедшей посылке, которую можно получить после заполнения недостающей информации, перейдя по ссылке. В реальности же данная ссылка является фишинговой (поддельной), а ввод данных позволяет мошенникам получить доступ к карт-счёту и похитить деньги.
«Помощь родственнику»
На телефон потерпевшего поступает входящий звонок от злоумышленника, который сообщает, что родственник жертвы попал в неприятную ситуацию (например, он участник ДТП). После чего трубку берёт якобы врач (следователь, милиционер) и говорит, что срочно нужны деньги на оплату дорогостоящего лечения. Используя эффект неожиданности, мошенники выведывают необходимую информацию, вынуждают оформить кредит и перевести деньги на указанный ими счёт либо сообщают, что приедет курьер, которому следует передать наличные деньги.
Схема «фейк босс»
Внедрившись в рабочие чаты в различных мессенджерах и социальных сетях, используемых гражданами для коммуникации по служебным вопросам, злоумышленники изучают данные участников переписки, содержание сообщений и определяют учётные записи руководителей, после чего создают их копии (фейковые учётные записи) и вступают в личную переписку с иными участниками таких чатов. В ходе переписки, выдавая себя за руководителя, злоумышленник сообщает вымышленные сведения о том, что работником интересовались сотрудники правоохранительных органов и настаивает на сохранении конфиденциальности факта общения. Далее гражданину поступают звонки посредством мессенджеров или телефонной связи от якобы сотрудников правоохранительных органов, а также банковских учреждений. В ходе беседы псевдосотрудники убеждают в необходимости совершения определённых действий, в том числе по перечислению денежных средств под различными мошенническими предлогами.
«Неожиданное богатство»
Мошенники якобы от имени банка (сотового оператора) рассылают SMS-уведомления о пополнении счёта, а затем связываются с жертвой и просят вернуть ошибочно зачисленные деньги.
Вирусные файлы,
картинки, фотографии
Хакеры применяют технику, позволяющую скрывать вирусы в изображениях. После скачивания файла (картинки, фотографии) вредоносная программа запускается на компьютере или телефоне жертвы, и злоумышленники получают доступ к устройству и всей хранящейся на нём информации.
Операции с криптовалютой
Мошенники размещают рекламу об оказании помощи при осуществлении различных операций с криптовалютой с высоким процентом доходности. Создают поддельные платформы для торговли криптовалютой, фейковые версии официальных криптокошельков или ботов, которые работают одним из следующих способов: как фишинговые (поддельные) страницы, т. е. все указываемые на них данные, такие как пароль от кошелька и фраза для восстановления средств, а таже другая финансовая информация попадают в руки к мошенникам; как простое воровство, а именно изначально сайт позволяет вывести небольшую сумму денег, что создаёт впечатление надёжности и доходности вложений и направлено на побуждение увеличения жертвой суммы вложений. Однако при последующих попытках вывести средства, сайт либо закрывается, либо отклоняет запрос.
Все вышеприведённые примеры показывают, что мошенники используют фактор неожиданности и создают для жертвы максимально неудобные, ограниченные по времени условия для анализа происходящего».
Подготовил Александр НИКИФОРЕНКО