20 ноября в рамках Единого дня информирования пограничную комендатуру «Речица» посетили сотрудники Столинского РОВД – старший оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности капитан милиции Евгений Оглашевич и оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности старший лейтенант Станислав Шульжик.
Во время встречи правоохранители обсудили с пограничниками актуальную на сегодня тему – «Кибербезопасность и защита персональных данных. Современные способы кибермошенничества».
– Наиболее распространёнными видами кибермошенничества по-прежнему являются фишинг, то есть кража личных данных, и мошенничество с банковскими картами, – пояснил Евгений ОГЛАШЕВИЧ. – При этом самыми распространёнными схемами являются звонки из банков и милиции, МТС и сотрудников по замене домофонов, SMS-сообщения, онлайн-покупки и другие. Довольно часто жителям района поступают звонки от имени банка, сотрудников МВД, КГБ и иных государственных органов. Мошенник звонит с номера, похожего на официальный номер банка (технология подмены номера), и сообщает о «подозрительной операции» с картой, «блокировке счёта» или «попытке взлома». Для «защиты» или «отмены операции» просит сообщить CVV-код, данные из SMS-сообщения с кодом подтверждения, пароль из интернет-банкинга или перевести деньги на «безопасный» счёт. Как итог – денежные средства жертв уходят в неизвестном направлении.
Фишинговые SMS-сообщения и письма о «блокировке карты», «проблеме с налогом», «выигрыше в лотерее», которое содержит ссылку на фишинговый интернет-ресурс (сайт – клон выглядит как официальный интернет-ресурс банка, налоговой или другого государственного органа), где требуется ввести логин, пароль, данные платёжных средств, после ввода которых совершается хищение.
Мошенничества в «Viber», «WhatsApp», «Telegram», когда злоумышленник взламывает аккаунт в соцсети или создаёт фейковый. После пишет близким родственникам от имени владельца аккаунта, что срочно нужны деньги на «очень важное дело» (сломался телефон, попал в сложную ситуацию, попал в ДТП и др.). Либо киберпреступник от имени друга пишет, что застрял за границей, у него украли деньги или документы, и просит срочно помочь. Обязательно просит никому не звонить.
Мошенничества при онлайн-покупках на площадках по продаже товаров, когда злоумышленник размещает привлекательное объявление о продаже товара (техника, жильё, какие-то личные вещи) по заниженной цене, просит стопроцентную предоплату на карту или через ЕРИП, после чего исчезает. Или обратная схема, когда жертва предлагает товар к продаже, а мошенник, используя его контакты в мессенджерах или социальных сетях, предлагает купить товар с доставкой, якобы оформленной онлайн. Он присылает фишинговую ссылку для оплаты, предназначенную для получения данных платёжных средств и последующего хищения.
Фейковые интернет-магазины с огромными скидками (техника, садовая мебель, надувные бассейны, брендовая одежда и др.). После предоплаты товар не приходит, а сайт или группы исчезают, либо сообщения жертвы игнорируются.
Мошенничества под видом государственных органов, когда жертве поступает звонок от имени «судьи», «сотрудника МВД», «налоговой» с требованием срочно оплатить некий фиктивный долг, штраф или пошлину, угрожая арестом счетов или другим наказанием. «Доброжелатели» просят установить приложение для удалённого доступа (например, «AnyDesk» или «TeamViewer») для «проверки счёта». Это даёт им полный контроль над устройством потерпевшего.
Финансовые пирамиды и инвестиционные мошенничества – это предложения «высокодоходных инвестиций» в криптовалюту, биржи или стартапы с гарантированным высоким доходом. По началу могут даже выплачивать небольшие проценты, чтобы потерпевший внёс ещё больше денежных средств и привёл родственников, друзей и знакомых. После «проект» закрывается, а денежные средства похищаются.
Чтобы не попасть на уловки преступников, важно ежедневно соблюдать правила информационной гигиены и повышать свою личную цифровую грамотность.
Сотрудники Столинского РОВД призывают защищать свои личные данные в интернете, а чтобы избежать проблем, рекомендуют соблюдать простые правила. Всегда внимательно читайте, на что вы даёте согласие. Изучайте политику обработки персональных данных, из текста которой можно понять, какие ваши данные будут собирать и как их использовать. Применяйте надёжные пароли и включайте двухфакторную защиту, чтобы посторонний не смог взломать ваши аккаунты. Следует с максимальной осознанностью подходить к размещению личной информации в социальных сетях. Не следует опубликовывать паспортные данные, банковские реквизиты, фото билетов, служебные документы и т. д. Будьте осторожны с подозрительными письмами и звонками – это может быть попытка обманом получить персональные данные. Регулярно обновляйте программы и антивирусы, а для работы в интернете выбирайте только проверенные сайты и приложения. Бережно относитесь к своим и чужим данным: не сообщайте реквизиты карт, пароли и личную информацию незнакомым лицам, остерегайтесь мошенников и сомнительных сообщений, обращайтесь в правоохранительные органы. Всегда проверяйте полученную информацию и не торопитесь выполнять непроверенные инструкции.
Людмила КАСПЕРОВИЧ